Интервью с Маттиасом Холмгреном - композитором Luminati


<1>

Маттиас Холмгрен
Маттиас Холмгрен


Маттиас Холмгрен
Когда мы впервые увидели Luminati, а потом услышали саундтрек, то были слегка удивлены. На контрасте c простой логической игрой звучала волшебная музыка с живыми струнными, перкуссиями и духовыми. Поэтому мы решили побеседовать с автором саундтрека Маттиасом Холмгреном о его работе над Luminati.

 

Прежде всего, расскажи немного о себе.

Привет. Я родися в Швеции в 1978 году. Рос, активно осваивая пианино и проводя время за ударной установкой. В 17 лет я выпустил свой дебютный альбом Vittra, где играл в составе группы Naglfar. Пластинка почти моментально получила мировую известность на метал-сцене. Я продолжил выпускать альбомы, но уже со своей группой Embracing (которую основал в 92 году), и также участвовал в различных проектах в качестве сессионного музыканта (ударник, вокалист, клавишник и даже продюсер). Я записывался в студии с такими группами, как Azure, Skyfire, Nocturnal Rites, выступал вживую с Supreme Majesty и т.д.

В 2002 я выпустил свой первый сольный альбом под названием Tired Tree. Это был мягкий поп-рок, странная смесь из Marillion и Chicago, значительно отличающаяся от ранних метал-перформансов с воющими и рычащими гитарами. И это был своего рода первый шаг к классической музыке, оказавшейся более притягательной, чем рок и метал, что я играл в течении 10 лет.

Какое твоё первое музыкальное воспоминание?

Первое музыкальное воспоминание у меня связано с белыми пианино, стоявшим в нашей общей комнате, на котором я с двумя братьями и сестрой частенько играли. Воспоминание о первой запомнившейся мелодии более смазанное, но я помню альбомы ELO, Abba и Элтона Джона, которые слушали мои родители, когда я был ребёнком. Маппет Шоу и шоу Бенни Хилла тоже крепко засели в моей голове :)

Классическая музыка, которую крутили по телевизионным каналам, чтобы забить эфир, и радио с симфоническим репертуаром оказали на меня сильнейшее влияние. Примерно тогда мне подарили маленький кассетник и он никогда не простаивал подолгу.


The shepherd

Когда и почему ты решил пойти в музыкальную индустрию?

Я думаю, что попал в музыкальную индустрию в достаточно раннем возрасте, но это даже хорошо. После длительной работы с лейблами, в группах и на студиях, я понял, что процесс написания и продюсирования музыки является одной из моих сильных черт и мне нравится этим заниматься. Для каждого нашего альбома я писал всё больше и больше песен, и глубже уходил в продюсирование. В 2002, после выпуска своего первого сольного альбома, я решился на ещё один шаг и создал собственную компанию Morningdew Media.

Поскольку я увлекался игровыми музыкой и звуком ещё с тех времен, когда у меня были Sinclair ZX Spectrumи 8-битная NES, я решил сфокусироваться на музыке для игр, фильмов и ТВ. Работать над специфичными проектами и продуктами всегда очень интересно. За последние годы я написал музыку и сделал саунд-дизайн для проектов компаний IKEA, BRIO AB, Fisherman’s Friend, а также для игровых проектов, распространявшихся через эппловский App Store.

Мы слышали, что у тебя был большой опыт выступления с различным шведскими рок и метал группами. Не мог бы ты поведать об этом подробнее? И помогает ли тебе этот опыт в создании музыки к играм, трейлерам или кино?

Да, начало моей карьеры было плотно связано с рок/метал группами, перформансами на сцене и фестивалях, таких как Sweden Rock Festival, Tivolirock, Stadsfesten, и тд.

Теперь, когда я работаю с музыкой для медиа-проектов, я иногда добавляю тяжёлые гитары или дисторшн-бас с клёвыми ритмами, чтобы получить такой эффект, как, например, в этой рекламе аудио-брендирования для Ice Game Studios.

 

Но в целом я считаю, что наиболее полезный «инструмент» для написания и продюсирования трейлеров, а также игровой и киномузыки – это классическое пианино (и прослушивание ELO и ABBA, хаха). Я думаю, что интерес к ритмам у меня проснулся из-за «металлического» прошлого, а к мелодиям – из-за классики.

Расскажи о своём студийном оборудование и софте.

Конечно, стандартная студия должна быть наполнена железками, мерцающими огням и инструментами, чтобы привносить определённую долю вдохновения (ухмыляется), но, по правде говоря, я избавился от большей части своих «железных» микшеров и прочего оборудования, оставив Mac Book Pro, маленький Mackie микшер и ламповый усилитель. Долгое время я использовал PC, но у него всегда были проблемы с железом и звуковыми картами. PC – это как шило в заднице, по сравнению с MAC. После ухода на Макинтош все глюки, щелчки и прочие проблемы существования на PCотпали и больше никогда не навещали меня.

С миграцией на MAC я также начал использовать Logic, и был приятно удивлён, какие хорошие синты идут в его комплекте. Просто удивительно, что можно творить даже с базовым набором программы. Помимо этого я большой поклонник Zebra и, конечно, Omnisphere и RMX. Это основной софт в моём продакшне. В некоторых ситуациях я использую Cubase, ProTools и Ableton Live, но большая часть времени – это просто Logic.

Что касается инструментов, то я жадный коллекционер… и пользователь.

За последние пару лет в мою коллекцию попало немало инструментов. Думаю, что единственный инструмент от которого я в итоге избавился, была моя первая ударная установка, LINKO. Она всасывала по-крупному. А, ну и гитара Ibanez SAS365FM – у неё было несколько дефектов. Вторую установку я купил в 95 году – это была волшебная Pearl Master Custom. Я до сих пор на ней регулярно играю. Хотя, думаю сейчас в основном щётками, а не палочками. Ха-ха. Если хотите захватывающие темы или экшн-музыку – используйте щётки.

Ударная установка Маттиаса
Ударная установка Маттиаса


Ударная установка Маттиаса
Иногда я собираю совсем уж простую установку, оставляя лишь основные томы, хайхэт, тарелку, бас-бочку и глубокий том. Но в полном варианте это 4 тома, 5 тарелок 1 сплэш, двойной кардан TAMA Iron Cobra и райд. Тарелки, конечно, Zildijan серии A, которые я люблю за их ломкий звук.

В отличие от 80-90-х, большая часть используемых в телевидении тем перкуссионно ориентированная. Если вы послушаете CSI и другие детективные сериалы (и игры), вы поймёте, что я имею в виду. Это то, что востребовано покупателями сегодня. Поэтому весьма забавно иметь в коллекции инструментов обилие перкуссионных и ударных.

Помимо этого у меня есть пианино от Yamaha, множество деревянных духовых, азиатская и средневосточная перкуссия, 5 акустических и электрогитар, удивительная электронная ударная установка от Heart-Dynamics, бас-гитары, всякое барахло от Line-6, усилители от Fender и Hi Watt. Также я активно использую свой голос в мелодиях, к примеру, чтобы усилить хор или немного побитбоксить. Просто побольше творческого фана =)

У тебя весьма приличное колчество инструментов. Всеми ли из них ты можешь повелевать?:)

Конечно, я не их повелитель, но могу заставить всех звучать (смеётся). К примеру, такой деревянный духовой инструмент как Bawu обладает весьма узким диапазоном, поэтому для того, чтобы он зазвучал, нужно активно развивать языковую технику и использовать подтяжки. Это сложно, но очень интересно и вдохновляющее. Нужно просто открыть свой разум, вдохновиться другими исполнителями… и YouTube.

Перкуссия – это перкуссия, если вы ударник, то нет особой разницы на чём барабанить: на дарбуке или бонге. В моей группе Embracing играл очень хороший гитарист и я много почерпнул, наблюдая за его техникой игры и внимательно слушая. После того как вы освоили гитару, не так сложно переползти на безладовый бас. Главное слушать и находить корректный питч. А отсюда уже недалеко и до скрипки.

Также есть большая разница между тем, чтобы иметь возможность использовать инструмент для своих идей или действительно его полностью освоить. Я думаю, что полностью освоил ударные и пианино, в то время как на остальных инструментах я достиг лишь необходимого уровня для использования в своей музыке. Не всегда нужно быть отличным исполнителем – главное уметь извлекать нужные для ваших композиций ноты и звуки.

Например, для некоторых песен я играл на басу небольшим камешком, чтобы получить призрачный скользящий звук. Это вопрос фантазии и вдохновения. Мне также нравится настукивать ритмы на корпусе акустической гитары или использовать технику тэппинга на электрогитаре.

<1>

<2>

Перейдём к Luminati. Мы очень сильно удивлены тем, какой яркий и интересный саундтрек ты записал для такой приятной, но просто игрушки. Для логических игр саундтрек обычно пишется абстрактным и фоновым, в то время как здесь эмоциональное полотно с живыми инструментами. Кто отвечал за аудио-коцепт игры?

Luminati – это первая игра моей компании Morningdew Media, разработанная мной и 2-мя коллегами (мой друг Ханс Роннбок программировал AI, а мой брат Никлас Холмгрен помогал с физикой и тестированием). Весь контент, включая графику, звук и музыку, был разработан мной, собственно, поэтому я и был ответственным за аудио-концепт.

Изначально игра задумывалась как участник международного конкурса, проводившегося Come2Play. Я спросил своих друзей, есть ли у них желание принять участие в состязании. В итоге мы сделали игру за 3 месяца и получили приз в 1000 долларов. Позже мы продали версию для одиночной игры SPIL games, переведя её на 18 языков. Сейчас она доступна на множестве флэш-порталов, портирована на iPhone, iPod, а вскоре появится HD-версия для iPad.


Luminati main theme

Я хотел кинематографичное ощущение как для графики, так и для звука/музыки. Это позволило бы простой игре быть более приятной. Я также добавил онлайн режим и бонусы, что немного освежило игру, добавив новые аспекты. До этого я работал над множеством игр и коммерческих проектов других клиентов, поэтому я знаю, что графика и звук являются очень важным фактором, и в случае Luminati игроки весьма довольны этими составляющими.

Ближе к концу разработки версии для iPhone, я стал подумывать об отдельном релизе саундтрека. Это весьма хороший маркетинговый ход, к тому же многие игроки хотели купить мою музыку для предыдущих проектов. Я решил, что золотой момент настал и выпустил саундтрек параллельно с игрой. Это имело успех. Игроки подмечали игровую музыку, а потом, не выходя из игры, покупали полный саундтрек.

Саундтрек настолько переплетается из живых и сэмплированных инструментов, что у нас возникают проблемы с идентификацией что и где ты использовал. Помоги нам!

Все гитары настоящие, примерно 60% перкуссии реальное (смешанное с сэмплами), бас тоже почти весь живой.

Если брать по трекам, то получится примерно такой подстрочник:

Fewskip: живая акустическая гитара, бас, шейкеры

End of what we know: ведущая тема сыграна на высоких струнах баса маленьким камешком, большая часть эффектов записана вживую и обработана дилеями и различными модуляциями

Trailoka: живые гитары, бас, большая часть перкуссий и хлопков

«В самой игре можно услышать лишь 4 трека из альбома»

My sacred journey: живое пианино

Tie your shoes: живые ударные, бас и гитары

Paleolitikum: перкуссия - табла и дардука, смешано с сэмплированными перкуссиями. Гитара - Seagull Acoustic. Эмбиентовые звуки я записал несколько лет назад

Curse Of Kahala: всё сэмплированное, кроме шейкеров

Green starlight: часть перкуссий и шейкеров реальные

В самой игре можно услышать лишь 4 трека из альбома. Но для релиза альбома я хотел использовать трейлерную музыку, а также те композиции, что я написал во время продюсирования игры. Я также изменил фоновую музыку для iPhone-версии игры, но и старый, и новый вариант треков я поместил на альбом. Получилась, на мой взгляд, достаточно кинематографичная музыка. И кто-то, ха-ха, предположил, что я использовал фильм Сумерки.Сага для вдохновения. Видимо, из-за оборотней и специфической графики в игре.

Сколько времени заняло написание саундтрека?

Точно не могу сказать, поскольку весь процесс растянулся на год. Предполагаю, что было около 2-х недель на создание и продюсирование песен, поскольку каждая композиция занимала в среднем 1-2 дня.

Были ли какие-то забавные моменты во время записи альбома?

Да, я чуть не умер во время записи Баву. Это был новый для меня инструмент и мне потребовались все силы, чтобы извлечь из его маленького диапазона всё, что можно. Я думаю моя семья сходила с ума, пока я на нём практиковался, хаха.

Быть может ты бы хотел отметить какие-то интересные моменты или нюансы в треках?

Было много моментов, заслуживающих внимания, но думаю самый весёлый был во время работ над композицией Tie Your Shoes. Там уже была мягкая перкуссия и мелодичная / аккордовая прогрессия, и мне нужно было найти фоновой звук для бэкграунда. Я стал искать, чтобы могло послужить базисом для новых звуков, и нашёл старую музыкальную шкатулку моего сына. Я сделал сэмплы её звучания, добавил несколько контроллеров, для того, чтобы в реальном времени можно было менять точку начала воспроизведения сэмпла, длину лупа и другие параметры. В итоге получился действительно классный звук, с которым было интересно играться. Он то играл на бэкграунде, то становился ведущим инструментом мелодии, напевая как птичка. Именно этим я люблю заниматься – создавать инструменты из звуковых источников.

<2>

<3>


Dreampop: Fewskip

Немного обших вопросов :) Любишь ли ты проводить вечера за играми? Если да, то какие ты опробовал недавно?

Да, я играю во множество игр. Мне нравятся God of War, Fable, Zelda, Bioshock и старенькая Might and Magic (провёл просто тонны часов за ней). До сих пор играю в Oblivion, несмотря на то, что он уже весьма староват и не могу дождаться Skyrim. Весьма регулярно захожу на App Store, чтобы скачать новые игры и, возможно, найти 1-2 шедевра.

Сейчас играю в Torchlight – я фанат Diablo-подобных игр. Мне также нравятся старые квесты Sierra и Lucas Arts. Как видите, я обожаю RPG и адвенчуры. =) В них также были вдохновляющие саундтреки. А, и конечно Planescape: Torment с, наверное, лучшей работой Марка Моргана. Поиграйте, если до сих пор не было возможности!

Какую музыку ты любишь? Какие альбомы или группы тебя вдохновили больше всего?

В данный момент я слушаю Justin Currie, Imogen Heap, Regina Spektor, Jonsi и Sigur Rus. Также люблю арт-музыку и киносаундтреки, и помимо этого я ценитель старого прогрессив-рока, таких групп, как Steely Dan, Yes, Marillion, Camel, Asia, ELO. Ну и, конечно, обычный рок, куда уж без него, например Symphony X, DT, Pain of salvation. Ещё я всегда слушаю коммерческую музыку, чтобы быть в курсе современных веяний.

С кем бы хотел записаться / поработать вместе?

Я хотел бы поработать с Imogen Heap или Jonsi. Написать песню или просто обсудить что-нибудь музыкальное. Также было бы здорово встретиться с Джеймсом Хорнером или Джейсмом Ньютоном Говардом и узнать, что их вдохновляет и какой подход они использовали к некоторым фильмам и сценам.

А что по поводу фильмов? Предпочитаешь кино и эпические голливудские высокобюджетники или арт-хаузные картины дома?


Thriller: End of
what we know

И то, и другое. Я большой поклонник блокбастеров и мне очень понравились Трансформеры, На крючке, Аавтар, Чужие. Ещё я являюсь большим фэном фильмов Бёртона и Властелина Колец.

Я люблю смотреть новые фильмы, при этом мне в целом неважно какого они жанра. Большинство фильмов обладает определённым стандартом качества, это видно по актёрам, сюжету, освещению, цветам, музыке или звуковой атмосфере. Иногда фильм может меня зацепить интересным освещением или уникальным эмбиентом. Один из моих любимчиков – это Игры разума. Удивительное музыкальное полотно Джеймса Хорнера ложится под цельный концепт фильма. Всё точно выверено и идеально собрано.

Я также вырос на любви к музыкальным DVD, поэтому стараюсь максимально сильно расширяться в эту сторону. Swing you’re winning Робби Вильямса моё любимое, как и изумительный Metropolis pt. 2 от Dream Theater.

Будущее... Расскажи о своих планах на ближайшие 3 года!

Я закончил работу над музыкой для выходящих скоро игр: 1950s Lawnmower Kids (Nintendo DSi), iDamaged (iPhone), Unicorn Rush (iPhone). Сейчас работаю над саунд-дизайном и музыкой для нескольких коммерческих проектов.

В процессе производства мой мрачный эмбиентовый альбом в духе Daft Punk. Я также работаю над вторым сольным альбомом. Он будет в дрим-поп стиле и для него я позвал несколько сессионных музыкантов. Например, Эллисон Эллейн, он играл на виолончели в моей песни For You из короткометражки Rough Draft.

 

Я бы очень, очень, очень хотел закончить фортепианный альбом, работы над которым начал несколько лет назад. Но, похоже, он ушёл в самый низ списка приоритетов.

Чтобы ты мог посоветовать начинающим композиторам? Наши уши внемлют знаниям древних!

Найдите инструмент, который вам нравится (или хотите, чтобы нравился, хаха) и усердно практикуйтесь. Слушайте много музыки, вдохновляйтесь, изучайте видео ваших любимых инструменталистов (Ингве Малмстин, Стив Вай, Майк Портной или кто угодно… YouTube и Google ваши друзья). Учитесь у мастеров, и когда я говорю про мастеров, то конечно имею ввиду Шопена, Гайдна, Шумана, Моцарта, Стравинского, Чайковского, Бетховена, и т.д. Их мелодии и аранжировки действительно могут открыть вам глаза. Классика очень важна для вашего развития, когда вы озвучиваете фильмы или игры с различными настроениями. И, напоследок, послушайте Густава Холста, его ThePlanets, - это шедевр во всех смыслах.

Легендарный и просто-таки эпический момент - единственное и уникальное игромузыкальное коммьюнити крайне внимательно готово выслушать твоё послание. "Привет, Россия!" или "Здравствуйте, люди холодной страны!" - неважно что ты скажешь, мы всё равно ответим "Ура!" и долбанем стопарик водки :)

Салют классным парням из холодной России!

Спасибо, что послушали саундтрек Luminati. Зайдите на мой веб-сайт, там вы найдёте многое про мою музыку, саунд-дизайн, новые проекты, инструменты и прочее. О, и не забывайте фолловить меня на твиттере и лайкать на фейсбуке :)

И напоследок, вот вам тонны ссылок для излучения.

http://www.morningdewmedia.com

http://www.twitter.com/morningdewmedia

http://www.soundcloud.com/mattiasholmgren

http://www.morningdewmedia.com/luminati/

http://www.facebook.com/pages/Mattias-Holmgren-Morningdew-Media/141272442606262

iTunes, Amazon, Spotify

http://www.reverbnation.com/mattiasholmgren

<3>



1 2 3



0
Pasya 124
14 сентября 2011, 11:27,  

Фиг знает кто это такой, но интервью очень интересное!

ответить
0
OST Collector 298
14 сентября 2011, 11:35,  

Раскрываем таланты :)

Саундтрек кстати реально классный, советую послушать.

ответить
0
The Player 25
14 сентября 2011, 12:16,  

Ага, саундтрек к этаким "крестикам-ноликам". Не сказать, что музыка особо важна в таких играх, однако свою работу выполняет - играть не мешает, скорее наоборот, заставляет остаться в объятьях игрового процесса чуточку дольше.
Удивительно большая интервью о музыки для подобного рода проекта, несомненно.

ответить
0
OST Collector 298
14 сентября 2011, 13:48,  

Маттиас на удивление разговорчивым оказался.

ответить
0
Flamberg 17
17 сентября 2011, 14:07,  

Отличный мужик.
Напутствие начинающим - одно из самых хороших, имхо.

Про инструменты верно подмечено.
Ну и Holst великолепен, хотя и помимо Планет есть замечательные вещи.
Когда заканчивал универ - дирижировал на дипломке пару вещей из его Первой Сюиты.

ответить
0
cymbal 1
07 декабря 2011, 17:31,  

хорошая музыка, качественная.

ответить

Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.



Популярное