Игровая музыка 2007


Сайт Game-OST переиграл в десятки игр и переслушал около сотни часов музыки ради того, чтобы выбрать 36 достойных внимания игровых саундтреков 2007 года.

Intro

Прежде чем перейти к рассказу о лучших саундтреках по мнению редакции Game-OST, хотим подвести итоги народного голосования, проходившего на нашем сайте в январе этого года. Стоит сказать, что мы не сваливали все саундтреки в одну кучу, а разделили их на отдельные категории: “лучшая оригинальная музыка” (сюда входят проекты, музыка которых не была издана отдельным диском), “лучший Soundtrack CD”, “лучший саундтрек к российской игре”, “лучшая композиция”, “лучший сольный альбом”, “лучший сборник, переиздание, коллекционное издание, компиляция”, “лучший лицензированный саундтрек”, “cамый ожидаемый саундтрек следующего года” и, наконец, “самый ожидаемый сольный альбом следующего года”. Это был наш первый опыт в организации столь глобального голосования, поэтому всего предусмотреть не удалось, и две главные категории запросто можно было объединить между собой. Например, мы поняли, что из номинации “лучшая оригинальная музыка” не нужно было исключать саундтреки, вошедшие в “лучший Soundtrack CD”, потому что обе номинации в итоге немного потеряли в объективности. Ведь далеко не всё, что издаётся отдельно является лучшим; в то же время много замечательных саундтреков такой почести не удосуживаются.

Итак, за что же голосовали наши посетители? Абсолютным лидером (почти 25% голосов) среди читателей стала музыка Акиры Ямаоки к Silent Hill: Zero, причём на момент голосования диск выпущен ещё не был, а ведь спокойно бы победил и как лучший альбом, никто ведь не сомневается, не так ли? Это не удивительно - Ямаока сейчас находится на пике своей популярности и помимо композиторства принимает участие в различных концертах, продюсирует весь франчайз Silent Hill и даже руководит собственным игровым проектом. В спину Ямаоке дышал масштабный саундтрек к Assassin`s Creed Джеспера Кида с 17 % голосов, третье же место разделили арт-хаузный Bioshock Гарри Шимана (11.6 %), Portal с хитом сезона “Still Alive”(10.6 %) и брутальный Kane & Lynch: Dead Men опять же Джеспера Кида (8.8 %). Несмотря на популярность игры Call of Duty 4: Modern Warfare, часть саундтрека которой написал всемирно известный голливудский композитор Гарри Грегсон-Уильямс, она не преодолела пятипроцентный барьер - очередное доказательство, что ресурсы Голливуда уже давно не являются гарантом успеха. Оставшиеся 25 саундтреков не преодолели отметки в 2%. Здесь надо заметить, что успех игрового саундтрека как правило зависит от популярности самой игры и только в редких случаях от имени композитора или оригинальности музыки. Так что некоторые саундтреки остались в тени по причине малой популярности своих игр.

Лучшим альбомом с большим отрывом от конкурентов стал Unreal Tournament III: The Soundtrack (18 %), за ним разместился Universe At War: Earth Assault (11.6 %), а вот выделить однозначного победителя под номером три сложно, поэтому предлагаем лишь список альбомов с рейтингом в районе 6-7%. Это Mass Effect (7.3 %), Syphon Filter: Logan`s Shadow (6.6 %), Halo 3 и God of War II – оба с 6.2 % на борту. Лучшим сборником был выделен российский эксклюзив – саундтрек Half-Life 2: Episode Two (28.7 %), включающий 50 минут музыки из первых двух эпизодов HL2. За ним уныло плетётся сборник к двадцатилетию Metal Gear - Metal Gear 20th Anniversary (12.0 %), коллекционное издание World of Warcraft: The Burning Crusade (10.8 %) и первый том саундтрека Oddworld Stranger's Wrath (10.4 %). Музыка из The Witcher делала лишь жалкие потуги на господство и собрала всего 8.4 %.

Теперь пора перейти к категориям меньшей важности, но от этого не менее интересным. Надо сказать, что номинацию “Лучшая композиция” мы придумали ради стёба. Было совершенно очевидно, что в ней победит песенка “Still Alive” (лучшая поп-композиция по мнению гильдии игровых композиторов G.A.N.G.), записанная специально для финальных титров игры-головоломки Portal. Этот юмористический хит произвёл огромное впечатление на игроков по всему миру и расползся по сети в неимоверных количествах. Так в своё время случилось с балладой Late Goodbye из Max Payne 2. Однако фанаты MoozE оказались крайне настойчивыми, поэтому его дарк-эмбиент трек “Dead Cities Pt.2” из S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl ненамного (20 % против 17.2 %), но опередил творение Джонатана Коултона. Третье место разделили десятиминутная инструментальная пьеса"Access The Animus" из Assassin`s Creed (10.7 %), рок композиция с женским вокалом “Shot Down In Flames” из Silent Hill: Zero (9.7 %) и индастриальный номер “Vortal Combat” из Episode Two (9.3 %).

MoozE, кстати, единственный, кто стал лидером сразу трёх номинаций. Помимо “Лучшей композиции”, его музыка к S.T.A.L.K.E.R. были признана лучшим саундтреком к российской игре (почти половина всех голосов - 48.6 %). Также он обошёл Джеспера Кида (22.2 %) и группу Нобуо Уематсу The Black Mages (12.5 %) в категории “Самый ожидаемый сольный альбом” (28.0 %). Из уже вышедших “сольников” лидером, как ни странно, стал кандидат “Против всех!” (27.8 %), другие призовые места достались Джо Ромерсе и его живому инструментальному альбому You Are Here (26.8 %) и Александру Шукаеву (20.6 %), чей Quadrivium в прессе называют одной из лучших электронных пластинок, когда-либо записанных в России. Но вернёмся к российской игровой музыке. Здесь второе место разделили “Обитаемый остров: Послесловие” (9.9 %) и You Are Empty (9.6 %), третье место - “Космические Рейнджеры 2: Перезагрузка” и безликий кандидат “Против всех!” – оба по 7.2 %.

Лучшим лицензированным саундтреком стал сборник с говорящим названием Guitar Hero III: Legends of Rock (20.2 %). Против всех проголосовали 14.2 %, примерно по 9 % выпало на долю Test Drive Unlimited и Pro Evolution Soccer 2008, и далее по убывающей: Need For Speed: ProStreet (8.2 %), Crackdown (7.7 %) и “Адреналин 2: Час Пик” (6.0 %).

Напоследок, номинация “Самый ожидаемый саундтрек 2008 года” – музыка, которая играет пока только в нашем воображении, но которая, мы уверены, оправдает возложенные на себя ожидания. Итак, вот саундтреки, которые ждут больше остальных: Fallout 3 (17.1 %), Silent Hill 5 (16.8), Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (10.5 %), GTA 4 (8.0 %), World of Warcraft: Wrath of the Lich King (7.3 %) и Alan Wake (6.6 %).

Теперь перейдём к основной части материала – редакционному рейтингу. Составляя его, мы не ориентировались на голосование пользователей и не разделяли саундтреки на категории. Мы описывали максимально объективно (насколько это реально в отношении музыки) достоинства и недостатки тех или иных работ, и выстраивали саундтреки по степени значимости и новаторства, и, кроме того, делали это таким образом, чтобы рецензии воспринимались как единый рассказ об игровой музыке 2007 года. Ну что, готовы? Тогда поехали!

Game-OST Favorites 2007

36. Genesis Rising

Порой окружающая действительность устраивает чудесные махинации. Кто-то всю жизнь пробивается в кинематограф, а кто-то хочет ослабить его тесные объятия и попробовать альтернативную жизнь. Сербский композитор Александр Ранджелович из таких. Долгое время он был ассистентом небезызвестного Горана Бреговича, культового композитора на европейской кинематографической сцене, особенную известность которому принесла работа над музыкой для фильмов Эмира Кустурицы (”Андерграунд”, “Чёрная кошка, белый кот”). Работая с мэтром такого уровня, Александр шаг за шагом постигал все нюансы симфонической музыки. Учитывая любовь Горана к необычным музыкальным комбинациям вида “цыганская музыка + духовые + сочный бас”, за Александра Ранджеловича можно только порадоваться – музыкальную школу он получил творческую и разнообразную. Однако рано или поздно это настаёт. По признанию самого Александра, он уже давно помышлял о том, чтобы написать музыку для какого-либо игрового проекта. И вот это наконец-то произошло. Сашка арендовал оркестр и набрал целую команду хористов, чьи таланты в той или иной манере использовал практически во всех треках. Здесь же кроется и главный минус, родовая болезнь большинства эпичных кинолент и видеоигр – музыка создаёт атмосферу, но не запоминается на уровне мелодий. Ощущение прямо как после похода в кинотеатр – было круто, глобально и торжественно, но дайте попробовать ещё, а то я не распробовал.

Ключевые треки: Main Menu, Cruciform, Defiance
Прочитать рецензию

35. Crysis

Новое эпическое полотно Айнона Зура для мега блокбастера Crysis не снискало столь широкой популярности, нежели его работы для трилогии “Принца Персии”. Как мы полагаем, виной тому – безликость саундтрека (к тому же, его продолжительность – семь часов!). Он атмосферный, но в отрыве от игры не представляющий особенной художественной ценности.

Ключевые треки: First Light, Legion, Scavengers

34. Galactic Assault: Prisoner of Power

С первых минут прослушивания саундтрека, ловишь себя на мысли: композитору, написавшему это, нужно не мелочиться на игры, а озвучивать киноблокбастеры - настолько сильное впечатление производит музыка. И с первых же минут возникает чувство ностальгии по легендарному пост апокалипсическому саундтреку к Fallout. Только дарк эмбиент играет здесь не ключевую роль, а служит неким фоном для редкой барабанной дроби, характерной для всех военных стратегических игр. Впрочем, равнять музыку Сергея Хмелевского с типичными военными маршами не стоит, так как барабанная дробь соседствует здесь с вполне современным электронным битом. Саундтрек к RTS "Обитаемый Остров: Послесловие" имеет те же преимущества, что и консольные игры десятилетней давности, в которые нельзя было запихнуть больше получаса музыки. В них было мало мелодий, но они были достойны почтения, в отличие от нынешних времён многочасовых безликих саундтреков.

Ключевые треки: Main Theme, Insular Empire, Time
Прочитать рецензию

33. Ace Combat 6: Fires of Liberation

Самолётный next-gen обзавёлся масштабным саундтреком, однако не избежал перехода качества в количество. На протяжении трёх дисков слушатель будет наслаждаться tribal-композициями с некоторой долей электроники. Всё это прессуется симфоникой, из которой особенно хочется отметить атмосферную главную тему. Всё бы хорошо, но tribal-темы сильно однообразны, и без последствий саундтрек можно было ужать до одного диска.

Ключевые треки: Ace Combat 6 Main Theme, The Liberation of Gracemeria, Melissa and Ludmilla
Прочитать рецензию

32. Medal of Honor: Airborne

Бессменный музыкальный “папа” серии Medal of Honor и известный голливудский кинокомпозитор Майкл Джакино (“Монстро”, “Звёздный путь”, “Гонщик Спиди”), в очередной раз доказал, что старый конь борозды не испортит. Пафосная симфоническая музыка как никогда близка играм про Вторую Мировую и уж здесь, поверьте, Майклу нет равных. Несколько переиначенная главная тема, драматичные и совершенно кинематографичные внутреигровые треки – всё дает нам показать, что мы играем в абсолютный блокбастер

Ключевые треки: Medal of Honor - Airborne (Main Theme), Room by Room, Das Flakturn

31. Supreme Commander

Джереми Соул. Не скроем, временами мы недолюбливаем этого классического композитора за его атмосферные, но при этом несколько бездушные темы. Однако, попомните наше слово, Джереми в ближайшие несколько лет скажет своё веское слово. Ведь именно он первым использовал в полностью футуристической RTS Total Annihilation старую добрую симфоническую музыку. Пожалуй, он повторил подвиг Джона Уильямса, после которого стало хорошим тоном снабжать фантастические ленты не холодным синтезаторным эмбиентом, но слаженным звучанием оркестра из 120 человек. Естественно, что музыка неофициального продолжения Total Annihilation не могла быть электронной. Крис Тейлор снова обратился к Джереми, и тот вновь сочинил пафосную симфонику для сражения сотен и тысяч бездушных железяк.

Ключевые треки: Bellum Infinitus (Theme from Supreme Commander), United Earth Federation, Massive Attack

30. Spider-Man 3

Швед Тобиас Энхаус известен как композитор отечественного кино-блокбастера “Параграф 78” и автор отличного электронного саундтрека для игры The Matrix: Path of Neo, во время работы над которым он сотрудничал с такими известными группами и исполнителями, как Amon Tobin, Juno Reactor, The Crystal Method, Junkie XL и Photek. “Человек-паук 3” – его новая игровая работа, выдержанная большей частью в симфоническом ключе, но радующая новыми совместными треками с The Crystal Method, Paul Oakenfold и другими, менее известными персонами. Жаль только, отдельным диском саундтрек не выходил.

Ключевые треки: Apocalypse (feat. The Crystal Method), Scorpion (feat. Paul Oakenfold), Arsenic Candy

29. Hired Guns: The Jagged Edge

Взяв за основу танцевальные мотивы, знакомые нам ещё по “Власти Закона” и ”Коду Доступа: Рай”, Александр Шукаев скрестил их с чистой воды этникой. Саундтрек получился очень энергичным, со здоровой долей восточной мистики и агрессивности. Слушать, насколько изящно электроника сплетается с флейтами в аккомпанементе африканских джембе, доставляет истинное удовольствие. А благодаря особо хитрой реверберации, Александру удалось добиться той самой атмосферы тропической влажности и духоты. Вообще, если подходить к технической части, то музыка, без дураков, временами гениальна. Чувствуется громадный опыт Шукаева и конкретная точка приложения – саундтрек отлично звучит, инструменты мощно перекатывается с одного канала в другой и прослушивание превращается в своего рода отрешённое созерцание “а что же будет дальше?”. Это позволяет не обращать внимание на некоторую простоватость мелодии в отдельно взятых фрагментах, которая здесь, к сожалению, присутствует.

Ключевые треки: Agony, Jungle Journey vol. 1, Road to Nowhere
Прочитать рецензию

28. Army of Two

“Армия двоих” - новый проект Тревора Морриса, который с некоторого момента чуть ли не штатно работает в Electronic Arts. Знакомый нам по весьма недурной этно-электронной музыке из Need for Speed: Carbon, здесь он ушёл в “милитари” микс из электроники, симфо и гитар. Материал получился качественным, но чересчур уж “игровым” - прослушать диск полностью не очень то реально в силу его некоторой однообразности.

Ключевые треки: Lock n' Load, In the Factory, Desert Winds

27. Gears Of War

Симфоническая музыка с замахом на авторский стиль - очень редкое явление для игровой индустрии; тем интереснее, что именно такое обрамление выбрали Epic для своего ударного экшена Gears Of War. Блестящий дизайн уровней и бесконечная скорбь, сквозящая в нем, идеально подчеркивалась восхитительным саундтреком Кевина Рипла. Музыка Gears Of War, записанная еще в 2005 году огромным, не только по меркам компьютерной индустрии, оркестром в 89 человек, шла до нас мучительно долго. Шутка ли, релиз задержали почти на год. И, несмотря на происки злобных партизан из Microsoft, которые по старой привычке что-то перемудрили с авторскими правами, саундтрек все-таки вышел на лейбле Sumthing Else. Охарактеризовать саундтрек в рамках оркестровой музыки сложно. Это, скорее индастриал, сыгранный оркестром. Высокий темп, сильные ударные, огромнейшее количество духовых и струнных. Это надо слышать, словами это не передать. Между прочим, в мелодии блестяще вкраплены флейты, которые подчеркивают динамику почище бас гитар.

Ключевые треки: Gears of War, Train Ride To Hell, Gears Of War Reprise
Прочитать рецензию

26. LAIR

Ещё один мощный оркестровый саундтрек от английского кинокомпозитора Джона Дебни (фильм Мэла Гибсона“Страсти Христовы”, кинотрилогия “Город Грехов”), наделённый богатым, почти королевским звуком, и записанный в легендарной лондонской студии Abbey Road Studios (где, к примеру, Джон Уильямс работал над “Звёздными Войнами”). Дебни признаётся - музыка к симулятору драконовых войн LAIR – его лучшая работа на данный момент. SCEA дали композитору полную творческую свободу и тот, недолго думая, наделил саундтрек всеми возможными и невозможными симфоническими стилями. Получилось даже лучше чем в кино – не нужно было оглядываться на хронометраж сцен и потому творить в любой удобной форме.

Ключевые треки: Lair Main Titles, Battle for Asylia, Elegy

25. Crisis Core -Final Fantasy VII-

Ни один топ игровой музыки не должен обходиться без Final Fantasy. Нарушение этой традиции считается смертным грехом со всеми вытекающими последствиями. Поэтому сегодня у нас на рассмотрении Crisis Core -Final Fantasy VII- - тайтл для PSP с музыкой от штатного композитора Square Enix Такэхару Исимото. До начала самостоятельно композиторской деятельности, Такэхару программировал электронику для Kingdom Hearts: Chain of Memories, Final Fantasy X и Legend of Mana. Crisis Core -Final Fantasy VII- стала его вторым крупным проектом после Before Crisis: Final Fantasy VII 2004 года. Здесь представлено традиционное для серии FF симфоническое звучание, разбавленное электро роковыми экшн-треками. Помимо этого в наличие одиннадцать треков Нобуо Уематсу и несколько песен. Всё это мы не раз уже слышали, поэтому принимаем просто как должное.

Ключевые треки: Fragments of Memories -D.M.W-, Town Where the Sunlight Doesn't Reach, Why (CCFFVII Mix)

24. Halo 3

Трилогия Halo, взорвавшая, мягко скажем, рынок видеоигр, получила несколько необычный саундтрек. Где бы мы ещё могли услышать ирландский фолк в качестве главной темы? Вволю наигравшись со струнными инструментами в первой части, помаявшись с приглашённой звездой в лице Стива Вая в Halo 2, Марти О’Доннел и Майкл Сальватори решили вернуться к классической симфонической компоновке альбома, что впрочем не помешало насадить немного синтезаторов в альбом. И, как и следует вести себя всякому “правильному” окончанию трилогии, лейтмотивом через весь саундтрек проходят отголоски главной темы.

Ключевые треки: Halo Reborn, Sierra 117, Dread Intrusion

23. Mass Effect

Джек Волл бьёт редко, но точно. Каждая работа этого мастера – событие. На наш взгляд, этот человек является полным антиподом чудо-коллектива Криса Веласко и Саши Дикисияна, клепающих музыку быстро, словно горячие пирожки. Предыдущая работа мастера, Jade Empire, была исполнена в восточной тематике. Ни капли фальши, всё предельно аутентично – саундтрек можно было поставить в любой китайский фильм, и никто бы не заметил подмены. На этот раз задачка была потруднее: стилизация под научную фантастику 80-х. Да-да, “Москва-Кассиопея”, наивные, но такие чудесные космические синтезаторы, вера на место человечества в космосе – всё это надо было воссоздать. Оно получилось! Упрощённые синты (других в то далёкое время не водилось), немного симфоники, правильный пафос – получайте одну из лучших стилизаций этого года. Было бы нечестно умолчать и о помогавшем Джеку Сэму Хулике, разделившим бремя творческой “свободы” во всей полноте.

Ключевые треки: Mass Effect Theme, The Normandy, Uncharted Worlds

22. God of War II

Насколько сиквел похождений бравого спартанца Кратоса шагнул вперёд по сравнению с оргиналом, настолько же Жерард Марино “запульнул” его саундтрек в совершенно стратосферные дали. Брутальное поведение протагониста подкрепляется очень впечатляющим симфоническим полотном с обильным использованием вокала. Мы не сможем вам сказать точный бюджет этих сессионных записей, но уж точно можем уверить, что Sony не прогадала, потратив, несомненно, немаленькие деньги. На нелёгком пути Жерарду помогали нести ношу Майк Риган, Рон Фиш, а также Крис “Вездесущий” Веласко, на сей раз без Сашки Дикисияна.

Ключевые треки: God Of War II - Main Titles, The Glory Of Sparta, The Way Of The Gods

21. Uncharted: Drake's Fortune

Грег Эдмонсон, известный за саундтрек к чудо-сериалу Firefly, по нелепости закрытый ушлёпками из Fox Interactive, проявился в той области, где обычно нынче оказывается все кинокомпозиторы – игровой. На этот раз ему предложили написать музыку для приключенческого блокбастера Uncharted: Drake’s Fortune. По словам самих разработчиков, в самом начале работы над игрой они использовали фрагменты саундтрека Firefly, которые очень удачно вписывались в игру. Когда пришло время задуматься о музыке, идея нанять Грега была совершенно логичной. Было решено, что музыка будет симфонической, но с сильными этническими элементами, характерными для приключенческих фильмов. Собственно, у Грега всё получилось – отличный, а местами и шикарный, саундтрек к одной из самых красивых игр для PS3.

Ключевые треки: Uncharted Theme, Nates Theme, Uncharted: The El Dorado (Dj Shadow Megamix)

20. Two Worlds

Харольд Фалтермейер, известный кинокомпозитор, получивший две Грэмми – за саундтреки к “Полицейским из Беверли-Хилз” и “Совершенному оружию”, был приглашён для участия в создании музыки к фэнтезийной видеоигре Two Worlds. На выходе был получен отнюдь не пафосный и далеко не симфонический саундтрек. Это необычно и это радует. Видимо, решив, что фэнтези – это прежде всего что-то в духе Nightwish, Харольд придерживался этой линии до конца, соорудив в итоге смесь симфо-металла с вокалом и восточной этникой. И, да, здесь есть несколько хитовых и запоминающихся треков. Это ли не удивительно в наш век шаблонных и затасканных тем!

Ключевые треки: Main Theme, Play The Game, Magta Lahjar (Remix)

19. Medieval 2: Total War – Kingdoms

Некоторые успешные композиторы частенько становятся рабами своего успеха. Кто бы мог подумать, что Джефф Дик, один из соавторов музыки Need for Speed 1-2, уйдёт головой в сумасшедшую этнику? А вышло именно так: сначала успешный Shogun (японская этника), потом Shogun: Mongolian Invasion (монгольские элементы), дальше Rome: Total War (вы правы, там тоже была этника) и далее по накатанной до нынешнего addon`а к Medieval 2: Total War. Несмотря на всё это, Джефф не выдохся и, похоже, чувствует себя в отличной форме! И да, музыка замечательна. Насколько может быть замечательной “классическая” этника.

Ключевые треки: Amen, Song for Toomba, High Winds

18. The Witcher

Грандиозный приход Ведьмака в мир компьютерных игр, конечно же, не мог быть обставлен без отличного эпического саундтрека. Павел Блашчак и Адам Скорупа ни много ни мало, но прочувствовали дух и буквально каждую букву книги, а уж затем скрупулёзно, с помощью кельтских мотивов и светлых голов, воссоздали атмосферу похождений любвеобильного истребителя нечисти. Тут проскакивает армянский дудук, здесь можно услышать этнические перкуссии и солирующую блок-флейту. Такое разнообразие инструментов ничуть не создаёт каши в голове, а наоборот очень удачно подчёркивает богатый мир “Ведьмака”.

Ключевые треки: Dusk of a Northern Kingdom, River of Life, Tales of The Witcher
Прочитать рецензию

17. Half-Life 2: Episode Two

Частично избавившись от синдрома очень коротких треков, Episode Two порадовала геймеров обновлённым звучанием. Келли Байли (штатный звукорежиссёр, композитор и программист звукового движка), взялся за электрогитару и сочинил несколько бодрых, драйвовых тем. По-прежнему основанная на техно-ритме, музыка в Episode Two подкупает ни чем иным, как своей простотой.

Ключевые треки: Vortal Combat, Last Legs, Penultimatum
Прочитать рецензию

16. Unreal Tournament III: The Soundtrack

Серия Unreal почти всегда оставалась верна своим электрическим корням, а музыку к игре в разное время писали легендарные на PC-демосцене трекерщики. Саундтрек к Unreal Tournament 3 сочинил ветеран Need For Speed музыки и человек с красивым греческим именем Ром Ди Приско, а также Джеспер Кид, бессменный композитор сериала Hitman. Почти три часа биг-бита, брейк-бита и прогрессив транса удовлетворят потребности самых закоренелых электронщиков. Удовлетворят, правда, не надолго – почти все композиции похожи друг на друга как две капли воды.

Ключевые треки: Unreal Tournament Title [UT3 Remix], Unreal Tournament Title [UT3 Reconstruction], Mekalopolis
Прочитать рецензию

15. Tomb Raider: Anniversary

Римейк культовой Tomb Raider, десять лет назад подарившей миру настоящую икону видеоигр - Лару Крофт. Римейк, надо сказать, образцовый: авторы даже не забыли перезаписать музыку из игры. Правда, сделал это не легендарный Нэтан МакКри, а нынешний композитор сериала – Троэлз Фолманн. Получилось неплохо, но несколько по-другому. Если музыка Нэтана была камерной и грустной, то Троэлз добавил изрядную долю пафоса, подарив игрокам новые ощущения. Если вы фанат серии и вам запомнилась музыка из оригинальной игры, будет интересно ознакомиться и с новым вариантом.

Ключевые треки: Main Theme, Croft Manor Theme, Greatest Moments

14. Tabula Rasa

Трейси Буш был одним из композиторов в звуковом подразделении одной из лучших игровых студий на Земле – Blizzard. А потом, что называется, соскочил – ушёл в NCsoft на ответственный пост аудио-директора. По всей вероятности ему просто надоело писать однотипную симфоническую музыку для бесконечного сериала Word of Warcraft. Есть и другая предполагаемая причина. Саундтрек к WoW – коллективное творчество, следовательно, все почести идут к Blizzard, а кто такой Трейси Буш (или любой другой композитор Blizzard) не знает никто. Композитору, в свою очередь, обидно – он ведь, возможно, старался больше других. Впрочем, побег из Blizzard – не единичный случай – совсем недавно на вольные хлеба отправился другой композитор - Джейсон Хейс. Трейси Буш, на ответственности которого теперь лежит присмотр за музыкой ко всем играм NCsoft, собрал своих друзей и начал творить в своё удовольствие, но главное - в любых стилях, отличных от оркестровых. Tabula Rasa – новая онлайновая многопользовательская игра Ричарда Гэрриота (этот легендарный дядька в ближайшем будущем станет очередным космическим туристом), демонстрирует весьма разнообразную музыкальную дорожку. Здесь представлены как эмбиент, так и драйвовая смесь из инструментального рока и металла, а также электронных композиций различной интенсивности. Записывал это дело не только Трейси Буш, но и Крис Вренна - автор музыки к American McGee's Alice, экс-ударник Nine Inch Nails и нынешний концертный ударник Gnarls Barkley, а также ещё несколько рок музыкантов и электронщиков. Композиторский состав, проще говоря, неплохой, а результат в целом напоминает первый Max Payne, что само по себе хорошо.

Ключевые треки: War In Time Lapse, Battlefield, Scorched Desert

13. Obscure 2

Французский композитор с классическим образованием Оливье Де Ривье стал популярен среди геймеров буквально у нас на глазах - всего-то и стоило позаимствовать некоторые идеи Джеспера Кида. Да, Оливье также без ума от хора, но в отличие от Джеспера, он не знает хору меры. В 2004 году, начиная работу над своим первым коммерческим проектом – треш-хоррором ObsCure, Оливье поставил перед собой цель - во что бы то ни стало написать добротную музыку. Не имея финансовой возможности арендовать оркестр, Оливье использовал лишь сэмплы оркестровых инструментов, но не отказал себе в детском хоре (впрочем, совсем неизвестном). Результат не заставил себя долго ждать – композитор обрёл фанатов, а разработчик выделил ему небольшой бюджет под саундтрек к Obscure 2. Денег хватило, чтобы сформировать квартет из солистов Бостонского Симфонического Оркестра и записать детский хор теперь уже национальной оперы Парижа. Саундтрек Obscure 2 несколько напоминает Freedom Fighters, но в нём значительно меньше электроники и гораздо больше хора. Сугубо на любителя, но если вы любитель, разочарованным не останетесь.

Ключевые треки: Corruption with Rage and Melancholy, Amtospheric Mood, Waltz of death

12. Super Mario Galaxy

У игр серии “Супер Марио” всегда был весомый плюс – в них могли играть дети любого возраста. Здесь нет, и не было крови, герои не отрывали друг другу головы, а враги тихо мирно давились как тараканы. Всё это сказалось и на музыке. По-хорошему добрая, волнующая, немного эпическая и, конечно же, запоминающаяся, в Super Mario Galaxy она получила второе дыхание. Благодаря Махито Йокоте оригинальные темы Кодзи Кондо были по-новому переосмыслены. За процессом наблюдал сам мэтр, помогая своему преемнику не растерять ту самую атмосферу ”Супер Марио”. В итоге, видимо не утерпев, Кодзи тоже написал несколько потрясающе красивых тем для альбома.

Ключевые треки: Super Mario Galaxy, Rosetta's Comet Observatory 2, Starbit Festival

11. World of Warcraft: The Burning Crusade

Музыкальное подразделение Blizzard всегда славилось мощнейшей работой с оркестром. Но вместе с очередным addon`ом к World of Warcraft неожиданно пришёл и новый музыкальный стиль – инструментальный эмбиент. Тёмные и мистические звуковые ландшафты как никогда лучше подчеркнули фэнтезийный мир этой великой многопользовательской игры. Как и для любой онлайновой игры, для WoW постоянно выходят обновления, в том числе и музыкальные. Если в начале 2007 года, на момент выхода The Burning Crusade, в игре было чуть более часа музыки (столько же на музыкальном диске в коллекционном издании), то сейчас, год спустя, саундтрек насчитывает свыше четырёхсот композиций. Пересчитывать на часы не будем, это сюрприз.

Ключевые треки: The Burning Legion, The Dark Portal, Lament of the Highborne

10. Universe at War: Earth Assault

Старина Фрэнк Клепаки, долгое время не производивший фирменного индастриала, выдал сразу три часа зубодробительной музыки. Культовый композитор по-прежнему верен своему стилю – адской смеси из мощнейших гитарных запилов, а также гитарных запилов с гитарными запилами. Впрочем, всё не так однообразно, как может показаться из описания: саундтрек разбит на три равные части, каждая из которых имеет уклон в подстили индастриала, будь то электронный или даже оркестровый индастриал (индастриал, как вы поняли, ключевое слово). Несмотря на некоторую простоту электронной составляющей, фанаты не будут разочарованы! Остаётся добавить, что саундтрек должен был выйти коллекционным изданием на трёх дисках, но в результате каких-то трудностей был даром выложен в интернете. Оно и правильней.

Ключевые треки: Act on Invasion, Mechanical Brain, Damage King
Прочитать рецензию

9. Kane & Lynch: Dead Men

Джеспер Кид как будто вслед за Клепаки ударился в крайне агрессивное, но в ещё более мрачное звучание. И это не удивительно, ведь в новой игре от создателей Hitman главных героев два, да ещё каких: наёмник и психопат. Записанный при участии гитариста и бас-гитариста, саундтрек изобилует тяжёлыми риффами и ломаными ударными. Вот только официально он не был выпущен по причинам излишней интерактивности. Так что поклонники творчества Кида весьма раздражены этим фактом, но в отдалённом будущем ситуация может измениться.

Ключевые треки: Kane`s Family Portrait, Lynch Breaks Down, Tokyo Action

8. Syphon Filter: Logan`s Shadow

Компания Sony продолжает привлекать к работе над своими играми независимых деятелей музыкальной индустрии. На этот раз получился стильный этно-электронный саундтрек от готической певицы и композитора Азам Али. Никогда не слушали Азам Али? Бросьте, сейчас напомню о ней. Её вокал звучит у Juno Reactor в композиции Navras, написанной специально для финальных титров фильма “Матрица: Революция”. Теперь вспомнили? Кроме того, её пение сопровождает другой известный фильм “300 спартанцев”, а также саундтреки ещё около десяти кинокартин (в том числе “Дети дюны”, “Рассвет мертвецов” и “Спиди-гонщик”). А вы говорите, никогда о ней не слышали. Азам Али родилась в Иране, детство провела в Индии, где воспитывалась на индийской и персидской музыке, а затем перебралась в Лос-Анджелес, где создала группы VAS и Niyaz, а также занялась сольной карьерой. Syphon Filter: Logan`s Shadow – её первый, и надо сказать, весьма яркий опыт работы в игровой индустрии.

Ключевые треки: Logan`s Shadow, Secret's Lament, Earning Your Pay

7. Ratchet and Clank Future: Tools of Destruction

Что бывает, когда разработчики игр приглашают на работу матёрого кинокомпозитора? Как правило, бывает нечто великое и непредсказуемое. С французом Дэвидом Бергаудом, сыном певицы и балетмейстера, приключилось именно это, причём приключилось ровно девять раз – он написал музыку к большинству игр студии Insomniac Games, в числе которых - сверх популярная на консолях Sony серия Ratchet and Clank, которая с 2002 года выходит чуть ли не ежегодно. Ради Ratchet and Clank Future: Tools of Destruction Дэвид совершил настоящий подвиг, написав около четырех часов захватывающей дух оркестровой музыки с фрагментами техно, рока и других стилей. Здесь воедино сплелись пафос, драматизм, футуризм и комедийные элементы. Абсолютно роскошный, поднимающий настроение саундтрек! Выше всяких похвал могут быть только ваши аплодисменты.

Ключевые треки: Metropolis, Grind Rail, Planetary Defense Center

6. You Are Empty

Не секрет, что в концептуальных проектах игровая музыка обладает отнюдь не эфемерной силой, а вполне весомой тяжестью. Все мы знаем, что Silent Hill удался именно из-за своей причудливой смеси нойза, томной и глубокой лирики, а также гения Акиры Ямаоки. Кратчайшее средство всё это убить – просто убрать громкость на минимум. You Are Empty из этой когорты. Помимо оригинального дизайна уровней, игрока окутывает интересный саундтрек. В нём слышится всё то мрачное очарование, которое мы можем вложить в замкнутый заброшенный город, кипевший жизнью до нашего прихода. Виски пульсируют, и становится по-настоящему страшно. Любой резкий окрик оказывается маленькой смертью для нашего мозга. Работа Дмитрия Дьяченко изумляет. Этот парень умудрился очень тонко прочувствовать ту грань, на которой музыка начинает формировать образ мышления и ощущений игрока. Использование тёмной электроники, металлических лязгающих звуков и, местами, электрогитары можно назвать очень удачным решением. А наличие нескольких совершенно безумных тем, с вывернутым наизнанку хоралом, буйными скрипками и сюрреалистическими подкладками очень живо напоминает работу Трента Резнора с его гениальным саундтреком к Quake.

Ключевые треки: Around the Time, Machine of Communism, Totalitarianism Events
Прочитать рецензию

5. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Могучий феномен “Сталкера” гремит везде. Игра с семилетней историей разработки оказалась нелёгким дитём для своего создателя: появившись на свет, она породила невиданное количество дискуссий, разнотолков, гневных и восхищённых эскапад в адрес разработчиков. Можно с уверенностью сказать, что игра прихотливо росла по каким-то своим скрытым законам. Каждый год с ней происходили аномалии. Конечности отпадали и мутировали. Но в какой-то момент плод вызрел в материнской утробе и появился на свет. Атмосфера – это тот неразрывный напарник аутентичности картинки, которым поражает “Сталкер”. Здесь есть живой мир, по которому день и ночь слоняются охотники за неземными артефактами, есть Идея и выстроенный вокруг неё сюжет, есть замечательный AI. Но всё же мрачные реалии постсоветского пространства, присыпанные грузом минувшей Чернобыльской аварии, отдаются в мозгу сильнее всего. И вот здесь проявляется Она – музыка, которую вы не услышите. Многие удивятся, узнав, что в “Сталкере” есть саундтрек. Этот мерный пульсирующий фон, завораживающий своей нечеловеческой чуждостью и вызывающий чувство сильного страха, парализует и давит. Ощущение последствий катастрофы сквозь призму музыки никогда не было настолько реальным. Кажется, что именно здесь и сейчас стоит радиационный фон, где обретает подлинный смысл набор слов “микрорентген в час”. Хочется поклониться товарищу MoozE’у, вложившему в этот проект полтора года своей жизни. Его материал поражает детальностью и глубиной проработки. Что уж говорить, здесь есть даже дань почтения легендарному Марку Моргану, создателю музыки Fallout - идейного прародителя “Сталкера”

Ключевые треки: Wasteland II, Radwind pt. 1, Sleeping In Ashes v.2
Прочитать рецензию

4. Bioshock

Как и сама игра, Музыкальный пейзаж Bioshock – уникальная и вместе с тем очень сложная комбинация алеаторических элементов поздних романтических стилей начала 20-го века. Разработчики игры не сковывали Гарри Шимана жёсткими требованиями к музыке, лишь пожелав, чтобы она была очень жуткой страшной. Композитор в свою очередь заставил изрядно попотеть не один десяток музыкантов, которые должны были выдавать на своих инструментах устрашающие, грустные и вместе с тем капризные, хаотичные и искривлённые мелодии. Ради стилизации под ретро-стили начала 20-го века, Гарри умышленно переврал некоторые композиции Рахманинова и Шостаковича, переиграв их на свой лад. Музыкальная дорожка, записанная с довольно большим оркестром, наделена огромным количеством виртуозных сольных партий на скрипке, виолончели и фортепьяно. Как говорит сам Гарри, Bioshock – мечта любого композитора. И это близко к истине, ведь BioShock стала абсолютным лидером шестой церемонии G.A.N.G. Awards (профильная организация игровых композиторов и звукорежиссёров), победив в восьми номинациях! Игре достались признания в следующих областях музыки и звука: аудио года, лучшее аудио в кат-сцене, лучший диалог, лучшее использование лицензированной музыки, лучшая инструментальная композиция, лучший звуковой дизайн и, наконец, две главные позиции - лучшая интерактивная музыка и музыка года (из восьми наград Шиман унёс четыре). Стоит также добавить, что три ремикса на темы Шимана сделал всемирно известный электронщик Моби. Не смотря на нереальную популярность игры, саундтрек отдельно от неё не издавался.

Ключевые треки: Welcome to Rapture, The Ocean on His Shoulders, This Is Where They Sleep

3. Oddworld Stranger's Wrath Volume One

Два года потребовалось Майклу Броссу на то, чтобы уладить все бумажные вопросы и договорённости с Electronic Arts, и, наконец, выпустить свой необычный саундтрек для одной из лучших игр на ныне покойной платформе Xbox. OSW – это такой футуристический вестерн в главной роли с, нет не Клинтом Иствудом, а вооружённым арбалетом прямоходящим котом по кличке “Странник”! Майкл Бросс придумал для игры совершенно уникальный музыкальный стиль. Размеренные гитарные мелодии, характерные для кино-вестернов, Майкл смешал с гипнотическими синтезаторными пассажами, этнической перкуссией и различными электронными звуками. Другая яркая черта саундтрека – неповторимый звуковой дизайн. Шорохи, позвякивания и обрывки фраз наполняют композиции Майкла атмосферой загадочности. Наконец, это только первый том саундтрека, своеобразная затравка. Ждём продолжения.

Ключевые треки: Attract, Another Day Another Fight, Remote Town
Прочитать рецензию

2. Silent Hill: Zero

Пятый том в музыкальной истории Silent Hill относится к Silent Hill: Zero для портативной консоли Sony PSP. Попытка Акиры Ямаоки сохранить атмосферу предыдущих работ и при этом раздвинуть рамки стиля вылилась в обновлённое хаотичное звучание: инструменты подчас не играют в унисон, а живут своей собственной жизнью. Основа саундтрека – по-прежнему искусные трип-хоп конструкции с нанизанными на них потусторонними голосами, тревожными шумами, винтажными клавишами и, конечно же, красивыми мелодиями электрогитары. Прожжённым фанатам это может показаться скучным, но и для них японский мастер Ямаока приготовил нечто удивительное – два мощнейших роковых номера и две меланхоличные песни в исполнении всем известной Мэри Элизабет МакГлин.

Ключевые треки: O.R.T., Shot Down In Flames, Hole In The Sky
Прочитать рецензию

1. Assassin`s Creed

Саундтрек к средневековому боевику Assassin`s Creed – работа глобального уровня и, между тем, самый сложный и самый большой проект датского композитора Джеспера Кида. Два года усердной работы вылились в трёхчасовую дорожку – почти столько музыки во всех играх серии Hitman вместе взятых. Описывая Assassin`s Creed, не знаешь с чего лучше начать. Во-первых, музыка в прямом смысле слова историческая: атмосфера древнего Иерусалима, Дамаска и Акра подчёркнута десятком разнообразнейших стилей, символизирующих начало второго тысячелетия. В те времена люди были глубоко религиозны и это также отражено в музыке - она задумчивая, а местами и вовсе гипнотическая. Акр демонстрирует христианскую музыкальную палитру: оркестр, хор грегорианских монахов, фортепьяно, арфа и скрипка, а также другие западные влияния. Цвет и тон являются весьма трагичными, потому что большая часть города разрушена. Дамаск встречает игрока мусульманским мужским вокалом с преобладанием шёпота, церковного пения и молитв. Здесь много этнических инструментов: ближневосточная гитара, флейта, дудук, рожок, ручные перкуссии и традиционные египетские инструменты. Иерусалим представляет собой столкновение двух религий, и здесь смешаны мелодии Акра и Дамаска. Эти мелодии особо эмоциональны и глубоки: здесь использован как полный оркестр и хор, так и солирующие грегорианские вокалы, акустическая гитара, а также женское пение на арабском и болгарском языках. Во-вторых, оркестровые партии записаны в лучших студиях Лос-Анджелеса и Сиэтла никем иным, как Джейсоном Поссом – широко известным в киноиндустрии оркестровщиком, работавшим над кинотрилогией “Властелина Колец”; этнические инструменты в свою очередь отданы на растерзание лучшим музыкантам со всего света. И, в-третьих, как это обычно бывает у Кида, большинство композиций носят экспериментальный характер и созданы с активным использованием электронных ударных, футуристических звуковых бэкграундов, эффектов зажёванной плёнки и прочих весьма нестандартных приёмов. Без сомнений, это гениально. Однако саундтрек к Assassin`s Creed постигла участь Kane & Lynch – он до сих пор не издан отдельным диском (а лучше всего двумя!), но автор клянётся, что прилагает все усилия, чтобы исправить это недоразумение.

Ключевые треки: Access The Animus, City of Jerusalem, Masyaf In Danger

Outro
Не забывайте оставлять замечания и предложения, которые мы обязательно учтём в следующий раз при подготовке аналогичного материала. Помимо этого мы готовим отдельный материал по самым ожидаемым саундтрекам и сольным альбомам ближайшего времени, и будем рады изучить ваши комментарии по этому поводу. До встречи!

Авторы:
Shai Khulud (27)
OST Collector (5, 6, 12, 18-24, 28, 29, 31-33, 35, 36)
Pasya (Intro, 1-4, 7-11, 13-17, 25, 26, 30, 34)





Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.





    Ещё статьи по теме:

Популярное