Интервью с Полом Херцогом, автором культовых саундтреков к «Кровавому спорту» и «Кикбоксёру»


Предисловие

Над этим текстом я работал последние несколько месяцев. В процессе опирался на уже имеющуюся информацию с официального сайта композитора, поэтому некоторые вопросы (например относительно сольных альбомов) я задавать не стал.

Поиск таланта и формирование стиля

Почему ты решил попробовать себя кинокомпозитором? Это была мечта, или ты просто плыл по течению и смотрел что из этого получается?

Я не буду притворяться, что не плыл по течению значительную часть жизни. После колледжа у меня была безумная идея стать рок-музыкантом без малейшего понимания, как это сделать. До того момента я занимался только классикой. Я переехал в Нью-Йорк, чтоб создать группу со своим другом из колледжа, думая что это сработает. После нескольких лет «несрабатывания» я переехал в Лос-Анджелес, и к концу 70-х начал заниматься программированием синтезаторов и продакшеном демо для певцов и авторов песен, а также подрабатывал живыми выступлениями там-сям - чем угодно, чтобы заработать каких-то денег. Постепенно я стал ощущать, что быть простым сессионщиком для меня недостаточно, мне хочется писать музыку самому. Хоть мне и довелось написать несколько песен в то время, это не было моей сильной стороной. Я хотел писать инструментальную музыку, которая не была бы ограничена структурой песни, и в которой мои классические навыки сочетались бы с опытом в рок-музыке. Несмотря на то, что на тот момент я уже имел некоторое представление о написании музыки для кино и телевидения, я всё равно не знал с чего начать, пока пара моих друзей не получили работу по созданию саундтрека к одному малобюджетному фильму. Они наняли меня программировать синтезаторы и это привело меня в итоге к становлению соавтором саундтрека. В процессе работы я познакомился с монтажёром фильма, которому понравился мой подход, и он впоследствии предложил мне новый проект - написание музыки к фильму «Мой Шофёр» (My Chauffeur). К тому моменту мне стало понятно, что кинокомпозиторство - это мой настоящий талант. Я вернулся в школу для изучения гармонии, контрапункта, оркестровки и (хотите верьте, хотите нет) написания музыки к фильмам. «Кровавый спорт» (Bloodsport) подвернулся в конце года, когда я изучал композицию с Доном Рэем (Don Ray), кинокомпозитором и основателем UCLA Extension - программы по созданию музыки к фильмам.

Каково вообще писать музыку для фильмов? Судя по твоим историям, сроки в основном были очень сжатыми. А где-то приходилось даже что-то переделывать. Насколько комфортно работать в каких-то рамках?

Мне очень нравится писать под видеоряд. Я снова и снова пересматриваю сцену из фильма и импровизирую каким-нибудь синтезаторным звуком, пока не начинаю понимать, какая музыка к ней подойдёт. Потом я начинаю работать над темпом и выписывать какие-то черновые идеи. Иногда я начинаю с перкуссий, если эпизод включает в себя боевые сцены. Иногда работаю с мелодией или аккордами. Постепенно формируется музыкальный набросок и тогда я дорабатываю инструментовку конкретными звуками, чтоб довести музыку до завершённого состояния. Сроки на моих проектах в 80-х были очень сжатыми, так что мне приходилось работать по 16-18 часов в сутки 7 дней в неделю. Кроме того, поскольку мое оборудование было довольно примитивным, мне приходилось делать записи в студии. Это значит, что если у меня было, например, пять недель для создания саундтрека, то полторы-две из них я должен был выделить для записи и микширования. Давление было сильным, но я бы не сказал, что мне было некомфортно, потому что мне действительно нравилось то, чем я занимался.

Некоторые композиторы говорят, что когда ты работаешь на кого-то, то нет времени на вдохновение и нужно быть просто музыкальным конвейером. Какое мнение у тебя на этот счёт?

Я всегда чувствовал, что кино даёт мне больше вдохновения, чем было у меня самого, так что мне действительно нравится писать для кого-то. Конечно, иногда меня раздражало, если продюсер или режиссер просили что-то переделать. Но обычно это давление вдохновляло меня сделать что-то еще лучше, так, как хотелось бы и мне, и режиссёру - и в итоге было бы лучше для фильма.

Никогда не чувствовал себя на музыкальном конвейере, потому что работал над музыкой самостоятельно. Я не занимался сборкой заранее заготовленных частей - я создавал их сам и собирал в единое целое.

Твоя карьера кинокомпозитора пришлась в основном на 80-е годы. Этот культурный период в последние лет 10 приобрёл культовый статус. Неон, киберпанк, пиксель-карт, научная фантастика, синтвейв. Многих захлестнула ностальгия.

Расскажи, каково было жить и заниматься творчеством в этот исторический период? Ощущался ли он каким-то особенным, может романтичным? Испытываешь ли ты тоже какую-то ностальгию?

Вероятно, я разочарую поклонников 80-х, но я не нашел в этом десятилетии ничего романтичного. Большую часть этого времени я провёл в ужасе от того, что мне может не хватить денег на оплату счетов, и я окажусь на улице. Часто я оставался без работы надолго и много сил уходило на беспокойство о том, к чему это может привести.

Мне везло, что-то всегда подворачивалось и я как-то выживал, но я всегда находился на грани. Безусловно, периоды сочинения, записи и даже редких концертов с замечательными музыкантами были по-настоящему волшебными. Но таких моментов у меня было мало. Периоды между творческими проектами были мрачными и сложными. Так что нет, я не ощущаю ностальгии по 80-ым.

В то время электронную музыку для кино пишут и другие личности. Например Brad Fiedel, Harold Faltermeyer. Ещё мне очень нравится Kevin Bassinson, в частности саундтрек к фильму Cyborg, всё с тем же Ван Даммом.

Например Brad Fiedel в своих интервью говорит о том, что пока герои фильма Terminator боролись с машинами на экране, он боролся с машинами у себя в студии. Тем самым композитор подчёркивает насколько трудным был процесс создания электронной музыки в те годы. А как было у тебя? Много ли времени приходилось тратить на то чтобы разобраться в железе и софте?

У меня, конечно, тоже были свои трудности. Полагаю, самая большая проблема заключалась в том, что мне не хватало навыка синхронизации под изображение. Приходилось много заниматься математикой и приблизительными подсчётами. Современные технологии делают процесс сочинения под видеоряд гораздо проще, чем это было в те дни.

Мне повезло с оборудованием, которое я использовал - оно ни разу не ломалось во время работы над фильмом. Иногда требовался какой-то ремонт, но, к счастью, не во время сочинения или записи. Возможно всё благодаря тому, что это железо было практически новым, когда я начал работу над «Кровавым спортом». У меня всё ещё есть инструменты, которые я использовал в 80-х, и они более-менее функционируют. Недавно пришлось провести кое-какие ремонтные работы, но это винтажное оборудование по-прежнему крутое и я по-прежнему его использую.

Многие композиторы имеют свой узнаваемый стиль. Как думаешь, чем характерна эта узнаваемость в твоём случае? Справедливо ли например утверждение о том, что скорей тематика фильмов, к которым ты писал музыку, формировала твой стиль?

Частью моего стиля является использование мелодий, что вроде как вышло из моды в киномузыке.  Еще один элемент, по которому меня узнают, - это определенное азиатское влияние на мою музыку. Но я включал эти элементы только в фильмы с боевыми искусствами, потому что они нуждались в подобном звучании. Кроме того, я как рок-музыкант всегда использовал барабаны и гитары так, как это делают рок-музыканты, даже в той музыке, которая совсем не рок.

Пожалуй, соглашусь с тем, что фильмы, над которыми я работал помогли сформировать мой самый узнаваемый стиль. Но у меня есть музыка и в другой стилистике, которая известна не так хорошо.

Задумывался ли ты о том, какой была бы твоя музыка, если бы тебе пришлось писать её не к фильмам про восточные единоборства?

Да, я вижу в твоём послужном списке несколько фильмов другого жанра. Но, насколько я понял, это было своеобразной разминкой и там было немного музыки. Если это не так, то сообщи нам. Потому что посмотреть эти фильмы, и тем более послушать отдельно саундтреки из них, у нас толком нет возможности.

Я не только задумывался, какой она была бы, я писал в разных жанрах. Если вы послушаете музыку в Street Justice и Dangerous Love, то сможете оценить. Оба саундтрека достаточно объёмны и включают в себя музыкальную стилистику, к которой не привыкли поклонники моих саундтреков к фильмам по боевым искусствам. Для Street Justice мы записали несколько отрывков с оркестрантами, ещё несколько с джазовым саксофоном. Я понимаю что эти фильмы малоизвестны и их, вероятно, не так легко найти, но приглашаю вас посмотреть и послушать.

В твоих саундтреках есть элементы эмбиент-музыки, которая опять-таки только зарождалась в то время. Ты часто используешь питч (pitch bend - искривление высоты тона) в разных музыкальных темах. Я бы сказал, что вот этот приём очень узнаваем. Как ты считаешь? Как относишься к эмбиенту?

Я хоть и использую некоторые типичные для эмбиента звуки, однако делаю это с иной целью, нежели большинство эмбиент-композиторов. С помощью подобных звуков я пытаюсь будоражить слушателя, а не успокаивать. Иногда с их помощью я нагнетаю тревогу, иногда прерываю их скрипучими шумами, а иногда намеренно оставляю чувство незавершённости.

Что касается pitch bend, да, я часто использую этот приём. Возможно, это еще один стилистический элемент, который делает мою музыку узнаваемой.

Создание легендарных саундтреков

Я предпочёл сконцентрироваться на саундтреках к «Кровавому Спорту» и «Кикбоксёру». К тому же их можно послушать отдельно от фильма.
Прежде всего скажи, сколько музыки осталось за бортом и не вошло в эти саундтреки? Была вообще такая, или всё написанное тобой использовано полностью?

В «Кровавом спорте» была одна композиция, которая в итоге не попала в саундтрек - она звучала в начале первого дня соревнований, с флагами и церемонией. В итоге они использовали какую-то партию перкуссий, которую предложил звукорежиссёр. Мне кажется, мой вариант был лучше, но спорить с этим решением не стал, потому что на самом деле это было не так важно.

Всё остальное попало в саундтрек. С «Кикбоксёром» исключений не было. Весь мой музыкальный материал, который я утвердил с продюсером, был использован в фильме.

В своих заметках ты упоминаешь, что просил взять тебя на съёмочную площадку, чтобы у тебя была возможность набраться вдохновения. Однако в итоге этого не произошло. Честно говоря, я всегда был уверен, что такую атмосферную музыку можно написать только будучи непосредственно на местах.

Расскажи, каким образом ты искал вдохновение? Тебе было достаточно того видеоматериала, который давала студия? Или было что-то ещё? Может работы каких-то других композиторов?

Вообще это была скорее шутка про поездку в Таиланд и Гонконг. Я никогда не ожидал оказаться там. И честно говоря, меня никогда не привлекала мысль о наблюдении за съёмками. По мне так это примерно как наблюдать за сохнущей краской. Съёмки каждого маленького отрывка могут занимать часы или даже дни, и мало что можно понять, пока монтажёр не соберёт всё воедино.

Нет, всё вдохновение я черпаю непосредственно во время просмотра фильма. И, как я уже говорил, я смотрю каждую сцену снова и снова, пока не найду это вдохновение. Я мог бы также добавить, что иногда оно помогает мне дополнить сцену, снабдить её эмоциями, которых нет, но они должны там быть.

Возможно, другие композиторы оказали на меня косвенное влияние, но я всегда старался не подражать им намеренно. Бьющие через край эмоции, которые Эннио Морриконе вложил в свои произведения, были действительно потрясающими, но я не думаю, что моя музыка звучит так же.

Хотелось бы затронуть подробнее один из моих любимых отрывков в «Кровавом Спорте» - это, конечно же, город-крепость Коулун. Расскажи, как ты писал непосредственно эту тему? Она пробирает просто до чёртиков.

Использовал ли ты какие-то полевые записи? Я слышу в саундтреке различный скрежет и прочие звуки окружения. Или всё создано исключительно синтезаторами?

Я использовал очень мрачный оркестровый сэмпл из моего Ensoniq Mirage для основного мелодического и гармонического материала. Скрежет на самом деле создал мой перкуссионист M.B.Gordy, он царапал тарелку палочкой, чтоб добиться того жуткого эффекта. Остальные звуки окружения я создал синтезаторами.

Стоит упомянуть, что что-то было добавлено уже на этапе пост-продакшена командой звукоинженеров. А часть звуков вообще могла быть записана прямо на съёмочной локации.

Насколько я понимаю, ты говоришь про этого M.B.Gordy? Судя по всему довольно известный сессионный перкуссионист, который всё ещё работает в музыкальном бизнесе. В том числе над довольно крупными проектами.

Да, M.B. до сих пор весьма известный перкуссионист. Я был с ним знаком ещё до того как он стал известным, и я нанял его тогда сам.

Город-крепость Коулун ликвидировали в 1993 году. Не хотелось ли тебе съездить в Китай и посмотреть на это чудо инфраструктуры уже после работы над «Кровавым Спортом»? Был ли ты вообще в Гонконге, или в Тайланде?

Я никогда не был в Азии. В 80-х я не мог себе этого позволить. Сейчас - ну, может быть, как-нибудь. Хотя, думаю, меня больше интересует Япония.

В «Кровавом Спорте» и «Кикбоксёре» есть две очень запоминающиеся темы, у которых есть так же и своеобразная реприза. В случае с «Кровавым Спортом» это уже упомянутый мной выше The Walled City и Here For The Finale - Inspector, No!. В случае с «Кикбоксёром» это тема госпиталя в To the Hospital/ We'll See и Hospital. Я помню, что реприза Hospital даже не вошла в финальный монтаж фильма.

Подобные треки ты писал сразу подгоняя под картинку, или сначала сочинял длинную тему, а потом резал её на части? Вдруг у тебя есть нечто вроде The Walled City (extended demo)?

Я написал каждый из треков отдельно и под картинку. Нет какого-то длинного варианта, из которого я потом вырезал окончательную тему.

Кстати тему Hospital я выписал нотами на бумаге, чтобы потом можно было дописать к ней ещё партию струнных.

К сожалению, расширенной версии The Walled City не существует.

В саундтреке к «Кровавому Спорту» есть твои сольные композиции и несколько совместных работ с другими музыкантами. На своём сайте ты упоминаешь Fight to Survive и On My Own—Alone в соавторстве с Shandi Sinnamon и вокалом Stan Bush. Но помимо этих есть ещё версии с вокалом некоего Paul Delph. Для чего были сделаны дубликаты с другим вокалом?

Когда Стэн исполнял вокальные партии для фильма, у него был подписан контракт, и компания была против использования его вокала где-либо, кроме самого фильма. В связи с этим, когда Cannon выпуcкал первую версию саундтрека в Германии, они попросили Пола Делфа исполнить вокальные партии.  Я продюсировал его версии.

Когда Perseverance Records выпустили свою версию саундтрека много лет спустя, Стэн больше не был ограничен контрактными обязательствами перед звукозаписывающей компанией. Поэтому он пришел к соглашению с Perseverance, что позволило им использовать его вокал.

А ещё есть трек Steal The Night. Кто его добавил в саундтрек?

Первоначально на его месте должна была быть другая песня, но Cannon не заплатил бы мне за ее запись (она была написана моими друзьями). В итоге одна из работниц музыкального отдела Cannon поместила Steal The Night в трек-лист. Композиция была написана и исполнена её бойфрендом.

По мере беседы становится понятно, что над музыкой работал не один композитор, но целый отдел. Как это выглядит? Продюсер говорит тебе каких музыкантов привлечь? Или ты сам выбираешь себе помощников?

Никто не говорил каких музыкантов нанимать для работы в фильмах, к которым я писал саундтреки.

Мне давали фиксированную плату, из которой я должен был заплатить за студию, плёнку, инженерам, музыкантам и т.д. Все деньги, которые оставались, были моим реальным заработком с фильма. Иногда этот доход был крайне низким.

Ты пишешь, что платили за работу совсем не много. Однако позже, когда фильмы хорошо прошли в прокате, тебе стали поступать роялти с продаж. Как выглядит этот процесс? Раз в месяц приходят какие-то деньги на счёт, как зарплата? На эти деньги можно как-то прожить, или это тоже не большие суммы? Роялти до сих пор продолжают тебе поступать?

Организация по защите авторских прав под названием BMI собирает деньги и распределяет роялти 4 раза в год. Я не зарабатываю достаточно, чтоб прожить на эти деньги, но кое-какой доход продолжает поступать, так как «Кровавый спорт» и «Кикбоксер» остаются по-прежнему очень популярными во всем мире.

У «Кровавого Спорта» и «Кикбоксёра» отдельно выходили саундтреки. Были ли планы по выпуску саундтреков к остальным фильмам с твоим участием? Например к «Огнедышащему» (Breathing Fire)?

Издательские права на «Огнедышащего» находятся у меня, и я хотел бы выпустить этот саундтрек. У меня просто не было времени заняться этим. Теперь я отошёл от преподавательской деятельности, это время может появиться - увидим.

Мне кажется, что музыка для «Огнедышащего» - одна из лучших моих работ, и я хотел бы, чтоб люди могли её услышать.

Тебе не представилось возможности послушать демо других композиторов на пробах к «Кровавому Спорту» и «Кикбоксёру»? Были ли среди них какие-то известные на данный момент личности?

Никто больше не проходил пробы на эти фильмы. На самом деле, у меня тоже не было прослушивания. Я был знаком с продюсером, работал с ним раньше, и он нанял меня без демо.

Нужно понимать, что «Кровавый спорт» был крайне малобюджетным фильмом, на который в Cannon не возлагали больших надежд. У них попросту не было денег на признанных композиторов.

У тебя был разговор с Мишелем Кисси на этапе производства «Кикбоксёра». А довелось ли тебе общаться с Ван Даммом?

Этот разговор с Мишелем состоялся после съемок, в процессе монтирования. Я был в просмотровом зале где-то в Голливуде (не помню где точно) и столкнулся с ним после показа черновой версии «Кикбоксера». В тот момент я не знал, что он сыграл роль Тонг По, и был удивлен, когда он мне об этом сообщил.

У меня было несколько вежливых взаимодействий с Жан-Клодом, но каких-то длительных бесед не состоялось.

Причудливая жизнь кинобизнеса

Прежде чем задать следующий вопрос, хотелось бы снова упомянуть композитора, у которого на мой взгляд судьба местами чуть похожа на твою. Brad Fiedel покинул киноиндустрию в конце 90-х. Несмотря на казалось бы довольно успешную карьеру, в какой-то момент ему стало с Голливудом не по пути, композитор занялся сёрфингом. Спустя 8 лет, когда стартовало производство Terminator 4, его попробовали привлечь к производству, но в итоге всё закончилось по меньшей мере странно, а по сути просто отвратительно.

Возвращаясь к твоей истории. Грустишь ли ты что всё сложилось именно так? Жалеешь ли ты о чём-то? Если бы у тебя был второй шанс, поступил бы ты в какие-то моменты как-то иначе?

Я покинул кинобизнес в начале 90-х. После «Кикбоксёра» продюсер решил не привлекать меня в свою следующую картину (или в две последующие), потому что я был, по его словам, недостаточно авторитетным в этом бизнесе. Я не поверил ему, но ничего поделать с этим я не мог.

Спустя полтора года мне удалось поработать над «Огнедышащим», но эти полтора года я провёл в безуспешных поисках работы. Мое психическое здоровье было несколько подорвано тем фактом, что я знал, что хорошо поработал над «Кровавым спортом» и «Кикбоксером», но в итоге всё равно остался на обочине.

В общем, я решил забить на свою степень бакалавра и двинуться в другом направлении, и стал педагогом средней школы. В этой области я проработал 26 лет, пока не вышел на пенсию в июне 2019 года.

Это особенно странно, потому что следующим фильмом того продюсера стал «Ордер на Смерть» (Death Warrant) всё с тем же Ван Даммом и музыкой Гэри Чанга. Этот композитор написал хороший напряжённый саундтрек к фильму. Но у меня не возникает ощущения, что, во всяком случае на тот момент, Чанг был более авторитетный композитор чем ты. Что же, оставим это на совести Марка ДиСалле.

Хотелось бы также выразить своё недоумение на тему твоей невостребованности в музыкальном бизнесе. Всё же очень удивительно, что после таких громких проектов как какой-нибудь «Кровавый Спорт», к тебе не посыпались другие предложения. Ведь 90-е всё ещё были наполнены фильмами по восточным единоборствам. У меня лично находится только одно объяснение этому - какие-то правильные люди, по какой-то непонятной причине не смотрели эти фильмы и не услышали этой музыки.

Да, это было очень странно, что я не смог найти работу после «Кикбоксёра». Хотя жизнь в кинобизнесе очень причудлива для большинства её участников.

Насколько я понял, большую роль в вовлечении тебя в процесс кинопроизводства сыграли связи. А ты пробовал самолично отправлять свои демо записи каким-то студиям? Если да, то как это выглядело? Если нет, то почему ты решил не заниматься самостоятельным активным поиском? Насколько вообще реально на твой взгляд было например пробиться в Голливуд тогда и сейчас?

Да, я отправлял демо агентам, музыкальным супервайзерам, режиссёрам, всем кого мог найти. Безуспешно.

Вся моя работа над кинопроектами была реализована через личные связи - мои собственные, либо моих друзей.

Насколько я могу судить, сейчас гораздо труднее пробиться в этот бизнес, чем в 80-х годах. Но поскольку сегодня у меня нет личного опыта в этом процессе, мне трудно что-либо добавить.

В тот последний раз, когда тебе предложили очередную работу над низкобюджетным кино, ты отказался. Ты пишешь, что «одного малобюджетного фильма было просто недостаточно, чтобы заставить меня снова шагнуть в неизвестность». То есть на тот момент тебе нужен был какой-то более серьёзный проект с хорошей оплатой труда. А какое у тебя настроение сейчас? Какой проект может тебя заинтересовать? Это сильно зависит от зарплаты? Важно ли чтобы это было полнометражное кино, или ты бы не отказался попробовать себя например в сериалах?

К моменту, когда поступило то предложение, я преподавал уже два или три года, был женат и завёл семью. Мне нужна была медицинская страховка и стабильный заработок. Я не мог позволить себе променять преподавательскую карьеру на очередную финансовую нестабильность. Сейчас, спустя где-то 24 года, я думаю, что сделал правильный выбор, поскольку теперь у меня есть финансовая и личностная стабильность.

Я думаю что предпочёл бы работу с полнометражными картинами, но и против телевизионного формата тоже ничего не имею.

Поделюсь некоторыми своими туманными планами на будущее. В данный момент я обновляю свою домашнюю музыкальную студию с мыслью о возвращении в киноиндустрию, в том или ином виде. Проболтаюсь ещё немного и скажу, что веду переговоры с некоторыми людьми на тему парочки проектов. Меня попросили написать музыку к фильму о боевых искусствах, который сейчас находится в разработке. Если кино будет финансироваться и сниматься, я собираюсь писать музыку к нему в конце этого или начале следующего года. Уже сделал несколько набросков, которыми режиссёр очень доволен. Однако на данный момент я не волен сообщить какие-либо иные подробности.

Ну а если мне так ничего и не подвернётся, я буду в полном порядке. Ничто не мешает мне продолжать писать музыку и выпускать её самостоятельно.

Наши герои

На фильмах типа «Кровавого Спорта» и «Кикбоксёра» выросло целое поколение. Я не знаю насколько популярны эти картины в западном мире, но на пост-советском пространстве это культовые работы в полном смысле этого слова. В детстве наши комнаты были завешаны соответствующими плакатами. Видеокассеты с этими фильмами были затёрты до дыр. А когда мне захотелось слушать твою музыку отдельно от фильмов, то пришлось записать некоторые композиции с помощью микрофона на аудио-кассету. Широкого распространения интернета в те годы ещё не было.

А на тебя как-то повлияло это кино как на зрителя? Пересматриваешь ли ты эти фильмы?

Если какой-то из моих фильмов будут показывать по телевизору и я на него попаду, то несколько минут там или сям могу уделить просмотру. Но в основном я их не смотрю. По мне так их гораздо лучше смотреть в кинотеатре, с хорошим звуком. И нет, я не думаю что эти фильмы как-то повлияли на меня как на зрителя.

А какие повлияли? Ван Дамм был и остаётся героем нашего детства. Кто твой герой?

Не думаю что у меня есть герои из фильмов.

Извиняюсь за настойчивость в этом вопросе, но я хотел бы понять твоё эмоциональное состояние. Ты любишь писать музыку для фильмов, но, кажется, что довольно безразличен к самим фильмам. Может быть ты любишь читать, и некоторые из твоих героев есть в книгах? Я пытаюсь понять, какой образ в искусстве вдохновляет тебя как наблюдателя.

Когда я говорю про отсутствие героев из фильмов, то имею в виду отсутствие персонажей, которые стали моими героями. Полагаю, у меня есть герои, участвующие непосредственно в создании фильмов, такие режиссеры и сценаристы как Нил Бломкамп и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Или композиторы, которые оказали на меня влияние, такие как Эннио Морриконе, Джерри Голдсмит и Джон Уильямс. У меня также есть герои из других областей реальной жизни, такие как Нельсон Мандела, Бела Барток, Винсент Ван Гог, Урсула Ле Гуин и многие другие. Возможно, мои герои это те, кто создает персонажей, а не сами персонажи.

В самые активные периоды твоей работы в киноиндустрии, когда в прокате был «Кровавый Спорт» и «Кикбоксёр», насколько сильно было внимание к твоей персоне со стороны прессы и вообще общества? Принимал ли ты участие в каких-то пресс-конференциях, презентациях? Было ли вообще ощущение, что в одно прекрасное утро ты проснулся звездой?

Меня никто и никогда не просил о каких-либо комментариях для СМИ после выхода этих фильмов. Честно говоря, от них многого и не ожидали.

Сейчас я осознаю, что являюсь некой культовой фигурой, но случилось это намного позже тех событий.

Следишь ли ты за тем что сейчас происходит в киноиндустрии и какую музыку пишут композиторы? Несмотря на то, что по прежнему попадаются интересные работы, порой кажется, что что-то мы всё-таки потеряли в 80-90-х. Самобытных работ на мой взгляд стало гораздо меньше.

Я слушаю киномузыку во время просмотра кино. Не могу сказать, что в последнее время меня впечатлило большое количество саундтреков, впрочем, я больше не слежу за всеми новыми релизами.

Сейчас я смотрю много британских телешоу, и я впечатлён количеством молодых композиторов в Англии.

Тем не менее, я склонен согласиться, что многие из сегодняшних саундтреков звучат однообразно.

Если бы у тебя была возможность, к каким фильмам в прошлом, или настоящем, ты бы очень хотел написать музыку?

Не думаю, что смогу ответить на этот вопрос. В большинстве моих любимых фильмов присутствует и отличное музыкальное сопровождение, которое мне бы и в голову не пришло чем-то заменить.

Кстати, ведь у «Кикбоксёра» вышло аж 4 продолжения в 90-х. А недавно франшизу перезагрузили, вышло 2 фильма и скоро ожидается третий. Там Ван Дамм уже играет наставника главного героя.

Я понимаю, что всё это выглядит по меньшей мере странно. А те продолжения, которые выходили в 90-х, просто весьма низкого качества. Тем не менее, ты смотрел эти фильмы? Писать музыку, насколько я понимаю, тебе к ним не предлагали.

Никто не связывался со мной на тему написания саундтреков к этим сиквелам. Я никогда их не смотрел.

Я начинал смотреть самый последний сиквел, где играл Ван-Дамм, но мне просто не понравилось, и через несколько минут я его выключил.

Однако недавно я посмотрел сериал «Жан-Клод ван Джонсон», и он мне показался классным. Жан-Клод очень обаятельная экранная личность, и он не боится посмеяться над собой.

Железо и софт

Какими музыкальными инструментами ты владеешь?

Моим первым инструментом было фортепиано, и теперь я играю на всём, что имеет клавиши. В средней школе и колледже, я играл на фаготе в различных ансамблях и оркестрах. После колледжа забросил этот инструмент.

Из чего сейчас состоит твоя музыкальная студия? Какие музыкальные инструменты и оборудование в ней присутствует? Какой софт ты используешь на компьютере?

Как я уже упомянул, моя студия находится в процессе обновления. Новый компьютер, новая звуковая система, новое программное обеспечение. Последние несколько лет я использовал довольно примитивное оборудование, главным образом потому, что музыка была моим хобби во время преподавательской деятельности. Я не чувствовал, что могу позволить себе сливать с трудом заработанные деньги в хобби.

У меня все еще есть мои старые клавиши: Yamaha DX-7 и TX-7, Oberheim OB8, Roland D-50, Ensoniq Mirage, E-mu Proteus 1, Alesis HR-16. Несколько лет назад, когда я начал записывать свой сольный альбом Freeing the Waters, я добавил также виртуальный сэмплер E-mu Emulator X. Мне нравятся многие звуки в нём. Вы можете услышать их немало на моём втором сольном альбоме Waking the Dragon.

Вне кино

Что ты играл в ансамблях до того как попасть в киноиндустрию? Сохранились ли какие-то записи тех ансамблей, в которых ты играл?

Я был клавишником. Некоторые записи, в которых я принимал участие, доступны на YouTube.

Я записал альбом с Shandi, а ещё играл на клавишах и занимался аранжировкой духовых инструментов в композиции He’s a Dream, которую она отдала в саундтрек фильма Flash Dance. Я работал с очень хорошим автором песен по имени Tonio K, над его альбомом Amerika. Вы можете услышать плоды работы, которую я проделал с Йеном Мэтьюзом (Iain Matthews) для LP под названием Walking a Changing Line. В LP Walking a Changing Line вы можете услышать кое-что, написанное вместе с Йеном Мэтьюзом. На этом альбоме Iain взял несколько клавишников из Лос-Анджелеса для аранжировки песен, и я сделал аранжировку для парочки из них. Если вы найдёте песню New Dark Age, написанную и исполненную Дирком Хэмилтоном (Dirk Hamilton), там вы тоже услышите мои клавишные партии - а ещё вы услышите замечательного певца и автора песен, который так и не получил должного признания. И ещё, когда я играл в олдскульной поп-группе Monte Carlos, мы записали концертный альбом с Darlene Love. Не знаю, можно ли сейчас его где-то достать.

Поддерживаешь ли ты контакт с какими-то людьми, с которыми пришлось работать в киноиндустрии 30 лет назад?

Я потерял связь со всеми людьми, с которыми работал тогда в кинобизнесе. Несколько из них у меня в друзьях на Facebook, но мы особо не контактируем. Я общаюсь с некоторыми музыкантами, с которыми работал в то время, но с большинством из них связь тоже потеряна. Интересно отметить, что большинство моих «друзей» в бизнесе полностью прекратили со мной общение, как только я стал учителем - их выбор, не мой.

Бывал ли ты в Европе? Может в России, или странах Балтии?

Впервые я побывал в Европе, когда провел часть своего младшего студенческого курса в университете во Франции. Несколько лет спустя одной из моих Нью-Йоркских групп довелось выступать в Германии, Исландии и Гренландии (кстати, обложка Freeing the Waters - это фотография, которую я сделал в Гренландии). Больше я не ездил в Европу, пока не встретил и не женился на своей жене-англичанке. С момента нашего брака мы бывали в Англии, Франции и Германии несколько раз. Извиняюсь, но самый дальний восток, где я был, - это Берлин. Возможно, когда-нибудь...

Ты выпустил два сольных альбома. Для твоих поклонников это приятная ностальгия, возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство.

Думал ли о том, чтобы в будущем написать что-то ещё? Я видел твой пост о том, что ты закончил с педагогикой и теперь можешь сконцентрироваться на музыке. Ты уже решил в чём конкретно это будет выражаться?

Я уже упоминал выше, что, возможно, приму участие в нескольких грядущих кинопроектах. Как только приведу в порядок свою студию, сразу начну предварительную работу. Если же эти проекты не увидят свет, то я без проблем смогу выпустить написанную к ним музыку самостоятельно. Увидим через год, или около того.

Расскажи немного о своей педагогической практике. Какого это вообще? Как студенты относятся к тому, что учатся у культового композитора? Почему завязал с педагогикой?

Я достаточно стар, чтобы завязать и жить на свою пенсию, так что я на пенсии. На моём сайте вы могли прочитать, что у меня было высшее образование по английскому языку, так что преподавал я, в основном, английский. Последние шестнадцать лет у меня также была возможность вести один курс музыкальной теории в год, что очень мне нравилось. Это был теоретический курс уровня колледжа, который завершался государственным экзаменом по американской системе Advanced Placement (AP). Я очень горжусь тем, что почти все мои студенты, за все эти годы, сдали его.

Что касается их мнения о моём прошлом, многие о нём не знали. А те, кто знал, были впечатлены, я полагаю. Однако как только они начинали сталкиваться со мной каждый день в течение нескольких месяцев, реальность брала своё. Я был довольно требовательным учителем, ожидал от студентов усердной работы и изучения предоставленного мной материала. Тем не менее, я старался поддерживать и хорошее чувство юмора в своих классах, которое многие мои ученики, хоть и не все, находили забавным.

В 2016 году «Кровавый Спорт» показывали на большом экране. Ты был там и в том числе видел Френка Дюкса.

В 2012 году Шелдон Леттич, который написал на основе биографии Дюкса сценарий «Кровавого спорта», заявил, что всё, что Дюкс рассказывал ему о секретном турнире и своих победах, на деле оказалось ложью. Как ты к этому относишься?

Так или иначе, я не особенно волновался по этому поводу. Я имел дело с происходящим на экране, и мне было все равно, правда это или выдумка. И Фрэнк мне нравится.

Нам бы хотелось узнать, поступали ли тебе когда-нибудь предложения написать саундтрек к компьютерной игре? Как ты сам относишься к такой идее? Играешь ли вообще в игры? Если да, то, какие игры нравятся, и какая музыка тебе запомнилась?

Компьютерные игры обошли моё детство стороной и я никогда не был ими увлечён. Моя дочь большая поклонница игр и игровой музыки, но в основном эта музыка мне не по вкусу, и, честно говоря, я одну игру от другой с трудом отличаю. Мне понравились некоторые игровые саундтреки с более оркестровым звучанием, но опять-таки, не смогу сказать в каких играх они присутствуют.

Хотелось бы мне самому принять участие в создании музыки к играм?

Конечно, если кто-то захочет использовать что-то с моей стилистикой, хотя мне, вероятно, потребуется техническая помощь в этом деле. Работа с такой формой была бы абсолютно новым для меня опытом.

У тебя есть ещё какие-то страницы в сети, кроме сайта и Фейсбука?

Нет.

Напоследок, что ты можешь посоветовать юным композиторам в их начинаниях?

Если кто-то спрашивает меня, стоит ли ему пойти в музыкальный бизнес, я почти всегда отвечаю «нет». Те, кто действительно может чего-то добиться в этом деле, не будут спрашивать совета. Они просто начнут делать. У меня было несколько учеников, которые построили карьеру в музыке, и они не спрашивали советов. Они просто сделали это - и я знал, что они смогут.

Но в этом бизнесе тяжело преуспеть. В былые времена я встречал музыкантов с докторской степенью, которые просили меня помочь им найти работу - как будто у меня была некая дополнительная, которой я бы мог с ними поделиться. Нет, это трудный карьерный выбор.

Знаете, я бы посоветовал потенциальным музыкантам сделать то, чего не сделал сам - помимо музыки изучать также бизнес и право. Узнайте, как работает паблишинг и научитесь читать контракты. Кроме того, если вы не очень хорошо выстраиваете отношения с людьми, то, насколько вы хороши как музыкант или композитор, вероятно, не будет иметь значения.

Что ещё за Dim Mak?

 

Интервью подготовил Flamberg.






0
miralsice 14
26 апреля 2020, 15:37,  

Спасибо за интервью.

ответить

Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.



Популярное