Интервью с Ilya Orange, композитором игры «Сталин против марсиан»


Во время Великой Отечественной войны в Сибири приземляются агрессивно настроенные марсиане. Товарищ Сталин незамедлительно приказывает Красной Армии уничтожить иноземного захватчика, а под конец действия лично посещает с ответным визитом Марс, чтобы расправиться с главным боссом - гигантским осьминогом-мутантом с головой Гитлера. Разработанная на движке «Блицкриг 2» пятилетней давности, забагованная и нарочито бесполезная RTS с копеечным бюджетом «Сталин против марсиан» является не то издевательским плевком в игрока, не то предсмертными конвульсиями окончательно загнивающего отечественного геймдева. Серьёзнее всего к этому арт-перформансу подготовился композитор проекта, московский электронщик Ilya Orange, написавший лучший танцевальный саундтрек для отечественной игры, вбирающий в себя такие стили как спейс диско, электроклэш и 8-битную электронику. Специально для нашего сайта Ilya Orange рассказал о влиянии берлинской электронной школы на свою музыку и почему именно ему было по силам написать саундтрек к такой игре.

Привет! Расскажи что-нибудь о себе, о своём журналистском опыте, о первых музыкальных экспериментах, как в итоге ты пришёл в игровую индустрию. Насколько мне известно, твоя основная деятельность это 3D-моделирование?

Журналистский опыт заключается в том, что я на первом курсе успел поработать в одном отечественном игровом журнале. Это было давно и пора уже об этом забыть. Собственно, я туда писал как раз про компьютерную графику, редакторы и еще про трекерную музыку. А 3D и вообще CG для меня остается приятным занятием и, пока, основным источником дохода.

Можешь ли вспомнить какие-нибудь воспоминания из детства, связанные с музыкой?

Сначала учился в музыкальной школе по классу фортепиано, но сам инструмент тогда доставить домой было проблематично, поэтому родители какими-то путями добыли синтезатор Yamaha PSR-410, с совершенно зверским звуком. Я до сих пор иногда слышу звуки оттуда в некоторых композициях (когда у таксиста играет русский шансон) и реально пугаюсь. Тем не менее, предоставляемые им скудные возможности аранжировки меня очень заинтересовали, за пару месяцев я их освоил, тогда все началось. Классе в седьмом я на двухкассетном магнитофоне при помощи кнопки pause нарезал барабанные лупы. Тогда я не знал, как это называется, и не вполне представлял, что надо делать, просто находил отрывок, где играют только барабаны, а потом записывал его на вторую кассету, перематывал, записывал еще раз и так много раз, потом поверх этого записывал подогнанные по скорости другие лупы, и подыгрывал на клавишах. К сожалению, ничего не сохранилось. Потом уже появился компьютер и Fast Tracker, с его помощью я писал хэппи-хардкор и джангл, некоторые сэмплы переписывал с кассет через линейный вход или вообще записывал на диктофон, например, заставляя одноклассницу говорить всякую муть (зато ее очень впечатлял результат). Потом кто то дал мне на дискете модули групп ZWE, Shiva Shidapu и первые треки Infected Mushroom, с их помощью я понял, как правильно использовать возможности трекеров. Гоа-транс я писал до 2002 года, немного играл в клубах и на опен-эйрах, потом надоело. До такой степени, что транс сейчас терпеть не могу.

Какую музыку ты слушаешь, менялись ли твои музыкальные вкусы со временем? Есть ли среди твоих фаворитов игровые или кинокомпозиторы?

Довольно трудно ответить на этот вопрос, потому что я слушаю какое-то огромное количество музыки, и той, которую когда-то пропустил, и той, которая выходит (и с ужасом представляю, сколько еще музыки проходит мимо меня из-за того, что я о ней не знаю). Вкусы, разумеется, меняются, причем довольно радикально. Как в случае с трансом, например. А если бы лет пять назад мне сказали, что я буду писать минимал-техно и IDM, я бы не поверил, конечно. Или вот последний альбом The Prodigy мне сначала очень не понравился, а сейчас я его слушаю на репите. Или вот я долго не проявлял никакого энтузиазма в отношении дабстепа, но Moderat радикально изменили мое мнение. На Migz 2009 когда они играли - это вообще крошево и отрыв башки.

В больших количествах слушаю электроклэш, предпочитаю его в том виде, в каком он был на пике популярности (и вообще очень люблю то, что появилось во время «реставрации 80-х» в 2001-2004 г., хотя многие ненавидят музыку этого периода), сейчас он, почему-то перемешался с инди-роком и жутко деградировал. Слушаю очень много дип и минимал техно, IDM. C другой стороны очень люблю традиционную электронную музыку т.н. берлинской школы - Klaus Schulze, Free System Projekt, Tangerine Dream, (и считаю, что лучший трек из когда-либо записанных - это «Floating» Klaus Schulze). Постоянно открываю для себя что-то новое, за последние полгода меня очень впечатлили Von Haulshoven, Little Boots, Raiders of the Lost Arp, Moderat, Cloetta Paris, Самое Большое Просто Число. Или вот отечественный проект Tesla Boy – сейчас, по моему, никто не делает такой тру восьмидесятый саунд, Ян Кертис в гробу пританцивывает и хлопает в ладоши!

Очень люблю группу НОМ и всю движуху, которая вокруг них происходит. Не знаю, что сказать насчет кинокомпозиторов, один из немногих случаев, когда мне действительно понравилась, специально написанная для фильма музыка - это саундтрек для Run Lola Run. В Fifth Element еще хороший саундтрек. Отечественные - все, для чего писал музыку Эдуард Артемьев, «Возвращение», еще «Тайна третьей планеты» конечно, и многое из 80-х, фильмы типа «Курьера». Тогда делали очень интересные звуки.



«Сталин против марсиан» - это ведь такой треш и балаган, при взгляде на одни только ролики или скриншоты которого сразу думаешь, «что курили разработчики?». Похоже, ни один нормальный человек не пытался играть в это?

Я в нее тоже не играл. Не надо в нее играть. Это такой образец contemporary art, многие как-то неадекватно восприняли. Реакция в отечественном Интернете напомнила мне старух, которые пришли громить выставку «Осторожно, религия». Вообще очень смешно было наблюдать, особенно когда на одном форуме орут про осквернение святынь, а на другом - про восхваление тирана. Что характерно, как раз самые отчаянные коммунисты и сталинисты восприняли все спокойно и с юмором.

Ты пишешь музыку в стиле электроклэш – я никогда не слышал этот стиль не только в отечественных играх, но и в зарубежных, поэтому саундтрек «Сталин против марсиан» звучит действительно свежо и оригинально, да и зарубежная пресса пребывает в диком восторге. Как тебе досталась эта игра? С кем ты контактировал, когда писал музыку? Какие перед тобой были поставлены задачи или условия и чем ты вдохновлялся?

Ну, в случае со «Сталиным» там не совсем электроклэш (кроме одного трека), а скорее space disco. Изначально я вообще предлагал IDM и glitch с врезками из советских патриотических песен и частушек, но потом мы решили обратиться к стилистике 80-х, чтобы было еще больше ада, мглы и безумия. Игру делали мои старые друзья Леша Савченко и Саша Щербаков, тут как-то было без вариантов, мы сразу поняли, что саундтрек к этому дебошу могу написать только я. Вдохновлялся я тем, что это будет первый нормальный танцевальный саундтрек для отечественной игры. Потому что с т.н. электронной танцевальной музыкой в играх все очень ужасно, ее, по-моему, когда специально не лицензируют, то, по-моему, пишут люди, слабо разбирающиеся в предмете, не имеющие представления о том, какие приемы и инструменты характерны для того или иного стиля и как их правильно использовать. Есть только какая-то усредненная «электроника». Такое ощущение, что они где-то слышали, что техно - это унц-унц прямая бочка и, когда сильно надо, наскоро собирают какой то стыд из готовых лупов, взятых с диска, который купили десять лет назад в переходе, а потом с облегчением идут слушать группу Ария. Хотя, может, я, конечно, чего-то не слышал, но общее впечатление такое. Кстати в зарубежных играх электроклэш как раз был, (хотя и лиценированный). Как минимум в Midnight Club и в Playboy: The Mansion.

Одну из песен (и её концептуальный «олдскульный» ремикс) ты записал совместно с Space Detective. Как протекал этот процесс? С кем из исполнителей ты бы мечтал поработать вместе?

Всегда мечтал поработать вместе со Светой (Space Detective) и наконец-то с ней работаю, она дико крутая! Мы продолжаем совместное творчество, выступаем вживую и взрываем танцполы.

Кроме твоей музыки в саундтрек вошли композиции отечественных групп ANJ и Lady's Man, а также гонконгской My Little Airport. Кому принадлежала идея использовать эти треки в игре и известно ли тебе, как отреагировали на предложение сами группы?

Остальную музыку подбирал и договаривался с авторами Саша Щербаков, он же там в роли гриба (которым в действительности и является) вместе с группой Firelake исполняет песню S.T.A.L.I.N. Подробностей не знаю.

Расскажи о начинке своей студии и об используемом софте. Ты ведь поклонник аналоговых синтезаторов?

Не то чтобы поклонник, просто они наиболее соответствуют задачам и обеспечивают необходимое мне звучание, кроме того, они круто смотрятся. В качестве секвенсера использую Cubase с наборами плагинов Waves, Arturia и Native Instruments, кроме того, очень люблю VST-синтезатор Albino, он действительно отличный. Hardware: microKORG, Novation Remote, Roland JP-8000 и ГДР-овский монстр Vermona Formation 3 1978 года выпуска, весом 50 кг., со встроенной драм-машиной. Для живых выступлений мы используем Macbook Pro с Ableton и плагинами + microKORG.

Какие из недавних игр ты бы выделил с точки зрения музыки или звука, есть ли среди них российские проекты? Ели бы предложили, ты бы согласился сделать саунд-дизайн для игры или эта область тебе не интересна?

Если честно, я довольно мало играю в игры, разве что только в то, что у всех на слуху. И в большинстве ААА-игр (и фильмов) мне музыка категорически не нравится, особенно если это какое-нибудь фэнтези или про войну. По крайней мере, все эти оркестровые аранжировки это вообще ад. Реально уже лет двадцать в мейнстримовых фильмах и играх играет одно и то же. Сначала такая пасторальная картина с зелеными лужайками и нежными скрипочками, потом играет Тревожная Музыка - сейчас все огорчатся, а многие умрут; затем наступает кульминация, такая, знаете, драматическая тема, как когда Оби-Ван топит в лаве Анакина и в конце Торжество Справедливости, а также Праздник и Веселье. Я это уныние просто отключаю и слушаю какой-нибудь эмбиент. Я уже говорил, что многие композиторы не уделяют достаточно внимания инструментам, используют древние, заезженные библиотеки сэмплов или стандартные звуки рабочих станций, от которых всех давно тошнит. Потом это еще как-то особенно стерильно сводят и выхолащивают, получается нечто безжизненное и пустое.

Ну, глупо говорить, что мне нравится музыка из Fallout - она всем нравится. Могу вспомнить отличный саундтрек к Startopia - вот там люди действительно понимали, что делают. Вообще в играх на космическую тематику чаще всего встречается хорошая музыка, например в отечественной Homeplanet, не зря они отдельно выпустили аудио-диск.

За саунд-дизайн я бы не взялся, так как ничего в этом не понимаю, а вот еще саундтреками занялся бы с удовольствием, обращайтесь! Сейчас я бы взялся за какой-нибудь красивый космический эмбиент.

Ты довольно разносторонний человек, любишь готовить, пишешь пьесу. Расскажи о других увлечения, не связанных с музыкой?

Пьесу я больше не пишу, потому что, пока я ее писал многие жизненные аспекты, высмеиваемые в ней, утратили актуальность. Кулинарией занимаюсь серьезно и давно, могу приготовить практически любое блюдо. С недавнего времени еще занимаюсь академическим рисунком. Кроме того, как все нормальные люди, я читаю, смотрю кино, гуляю, тусуюсь, бухаю и угораю.

Год назад ты собирался выпустить EP, но так и не выпустил. Изменились планы? Можно ли ожидать от тебя новой музыки в ближайшее время, может быть полноценный лонгплей или участие в других игровых или музыкальных проектах?

ЕР не выпустили, потому что в тот момент возникли некоторые сложности у лейбла, что, впрочем, хорошо. Я сейчас слушаю то, что собирались издавать и понимаю, что это дикий отстой. Сейчас концентрируюсь на совместном проекте со Space Detective, это будет вообще бомба, ваши колонки лопнут, ваши айподы расплавятся. Конечно же, постоянно пишу что то новое в своем основном направлении, хотя стараюсь уже двигаться в сторону IDM. Кроме того, в перспективе, собираюсь под другим названием серьезно заняться традиционным эмбиентом в духе 70-х годов, такой музыки сейчас почти никто не пишет, а зря. У меня есть некоторые наработки, нужно только найти время для их окончательной реализации.

Обычно мы спрашиваем композиторов о будущем игровой музыки и в частности о её судьбе в нашей стране, но ты также уделяешь немало времени сольному творчеству, играешь музыку в качестве диджея и, наверное, тебе есть что сказать о музыкальной индустрии в целом. Сейчас, когда создание музыки стало доступным как никогда ранее, Интернет (как главный источник музыки, в том числе информационный), ночные клубы, а также медиа-среду типа видеоигр или телевидения наводнили явно лишние «музыканты», усложняющие жизнь действительно талантливым артистам. Можно ли и нужно ли с этим бороться, есть ли какие-то советы – куда податься, а куда лучше не соваться?

Ну, если человек делает что-то, что кому-то нужно, то он уже не лишний, а если делает что-то уж совсем не интересное, то такие, как правило, сами отсеиваются, осознают свою несостоятельность в данной области и переключаются на что-то другое. Не знаю, какие советы тут можно давать. Пишите хорошую музыку, а плохую не пишите. И больше слушайте чужой музыки, чем больше – тем лучше, дома, на работе, в клубах, в машине и в метро, в наушниках и на большом звуке. И делайте звуки сами – стандартные наборы из Logic и Korg Triton уже совсем не качают и слышны в каждом рекламном ролике.

Какие коррективы внёс международный финансовый кризис в текущее положение вещей?

Дал повод для множества тупых шуток в интернете (заместив в умах публики большой адронный коллайдер, про который шутили до этого) и породил омерзительное слово «антикризисный» за употребление которого надо бить ногами.

Спасибо за уделённое внимание!

Вопросы подготовил Pasya


Часть саундтрека из игры и музыкальные клипы можно найти на сайте www.stalinvsmartians.com
Ilya Orange на MySpace: www.myspace.com/ilyaorange
Ilya Orange & Space Detective на MySpace: www.myspace.com/orangedetective




0
TransRail 31
07 июля 2009, 16:42,  

Весёлый парень.)

Пожалуй, музыкальное сопровождение данной игры - та самая вещь, которая добивает неподготовленного человека больше всего. Ну очень необычно!

ответить
0
OST Collector 298
08 июля 2009, 16:47,  

Очень уместный игре трэш. Но, пожалуй, в топку)))

ответить

Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.



Популярное