Создание саундтрека Mortal Kombat 9 - эксклюзивное интервью с Дэном Форденом


Game-OST удалось побеседовать с человеком, оказавшим на Mortal Kombat почти такое же влияние, как и его создатель Эд Бун. Речь, конечно же, идёт о бессменном композиторе и аудио-продюсере серии Дэне Фордене. Его запоминающаяся атмосферная музыка и характерные звуковые эффекты выгодно выделили Mortal Kombat в своё время, а изредка проскакивающие на eBay саундтреки к первым четырём частям MK являются лакомой добычей для коллекционеров и меломанов.

В интервью Дэн рассказывает не только о том, как он попал в индустрию видеоигр (Mortal Kombat в том числе) и как всё начиналось, но приоткрывает завесу тайны над Mortal Kombat 9 и подсказывает, что нам ждать от него музыкально.

И да, это мировой эксклюзив и первое полноценное интервью с Дэном. Enjoy!

 

Мы очень рады, что ты смог уделить толику своего драгоценного времени  и поделиться с нами аспектами создания саундтрека к Mortal Kombat 9. Прежде всего, расскажи, как и когда ты начал писать музыку? Мы полагаем не каждый ребёнок хотел быть композитором :)

Дэн Форден
Дэн Форден


Дэн Форден
Я заинтересовался музыкой будучи ещё ребёнком, и как только освоил гитару и флейту сразу начал экспериментировать со своей собственной музыкой (хотя эти ранние композиции практически нигде не всплыли). Это продолжалось вплоть до того момента, пока я серьёзно не занялся музыкальным вопросом, поступив в колледж. Затем, работая в Williams, я начал писать полноценные законченные композиции.

Какой был твой первый инструмент? И какой самый любимый?

Сначала я научился играть на гитаре – базовые аккорды и всё в таком духе, потом занялся техникой переборов. В 12 лет я взялся за флейту и весьма серьёзно играл в колледже. Параллельно я освоил саксофон и даже фагот. Позже я приобрёл электрическую басуху и играл в некоторых группах.

Мы слышали, что ты закончил колледж под названием TIMARA. Не мог бы ты рассказать об этом подробнее?

Это одна из классических неточностей Википедии. Я поступил в колледж Oberlin, на их компьютерах была установлена музыкальная программа TIMARA (Technology in Music and Related Arts – Технология в музыке и сопутствующих искусствах). Oberlin – отличная школа. У них есть как консерватория, отлично подходящая для тех, кто хочет поднять свой уровень исполнения до профессионального или получить академические знания о музыкальной теории, так и более либеральный колледж искусств, где можно узнать о музыке и всё, что связано с ней. Я получил степень бакалавра по Музыкальной истории и теории, а также прошёл курс информатики.

Играл ли ты в местных рок/металл группах?

Да, я играл в группе Fish of Destiny в конце 80-х, а также в Cheer-Accident в начале 90-х. Я играл на басу в обеих группах. Меня можно найти на альбомах Cheer-Accident под названиями Not a Food, Enduring the American Dream и The Why Album.

«Благодаря Эду Буну появились "Get over here!" и "Come here!" Скорпиона. Он хотел, чтобы персонаж что-то кричал во время притягивания гарпуном. И это его голос, кстати.»

 

Расскажи о своём студийном оборудовании?

За прошедшее время, работая то дома, то в Midway Entertainment, то в Warner Bros. Interactive Entertainmentя сменил несколько сетапов. В данный момент я использую Pro Tools 8 на 8-ми ядерном Power Mac и мне помогают следующие потрясающие плагины: Omnisphere, Stylus RMX, Kontakt, библиотеки Play (Ministry of Rock, Stormdrum, Symphonic Choirs) и прочие плагины Native Instruments. Также я использую Vegas и Sound Forge для редактирования звуковых эффектов, сведения и мастеринга.

Когда ты начал писать музыку для игр? Каким образом ты попал в Midway?

Моей первой работой было создание аудио для аркадных автоматов и пинболльных машин в  Williams Electronics (они владели брэндами Midway, Williams и Bally). Я весьма плотно взялся за музыку и создание звуковых эффектов для множества игр. Первой моей игрой стала Arch Rivals. Это был аркадный баскетбол с возможность играть 2 на 2, где надо было лупить оппонентов, чтобы отобрать мяч (или не дать его забрать). Несмотря на прошедшее время, это до сих пор отличная игра. Вконце 90-х Midway реорганизовалась в отдельную компанию.

Mortal Kombat 9

До того, как начать работы над Mortal Kombat ты писал музыку для пинболльных аркадных автоматов? Это крайне интересный опыт и мы совершенно не имеем понятия как эти штуки программируются. Не мог бы просветить нас? :)

Пинболльные автоматы состоят из нескольких компьютерных плат, отвечающих за логику, световые эффекты, матричный дисплей и звук. В то время, когда я работал над автоматами, музыку успела эволюционировать от простого FM-синтеза до полноценных систем компрессии данных (созданных Мэттом Бути и Эдом Кинэном), что позволило нам использовать стандартные возможности для продакшна музыки и звука. Для пинболла мы писали различные музыкальные части, а наш программист создавал логику, как, где и когда они должны играть. Не так уж это отличалось от видеоигр. Когда шарик попадал в цель или уходил на рампу, включались определенные звуковые эффекты, шла картинка на матричный дисплей и подсчитывались очки.

Каким образом ты получил должность саунд-дизайнера / композитора в оригинальном первом Mortal Kombat? Предполагал ли ты, что игра станет культовой?

Black Knight 2000. Именно с этой штуки начался Mortal Kombat
Black Knight 2000. Именно с этой штуки начался Mortal Kombat


Black Knight 2000. Именно с этой штуки начался Mortal Kombat
Я работал с Эдом Буном над несколькими играми до Mortal Kombat: Black Knight 2000 (пинболльный автомат), High Impact (футбольная видеоигра) и Super High Impact (её сиквел). Нам понравилось работать вместе и поэтому вполне естественно, что мы продолжили наше сотрудничество. Мы не думали, что MK станет таким успешным.

Мы знаем, что это было очень давно, но не мог бы ты рассказать какие железки и софт использовал для первого MK? Какие ограничения встретились во время работы?

Что касается железа и софта, то мы использовали собственные разработки. Насколько я помню, Эд применял ассемблер 6800 для создания кода. А для аудио части мы взяли ямаховский FM-чип с 8-миголосной полифонией.

Какова была степень творческой свободы во время работы над оригинальной трилогией Mortal Kombat? Кто решил использовать мрачный этнический саундтрек для игры?

По большей части я писал музыку так, как я её чувствовал, периодически советуясь с Эдом на эту тему. Стиль формировался по ходу создания игры. Не было изначальной идеи создания «мрачного этнического саундтрека».

Какие технические ограничения ты встретил во время портирования игры на 16-битные консоли?

Я не был вовлечен в портирование на консоли ранних аркадных версий.

В Mortal Kombat всегда был первоклассный саунд-дизайн. Начиная от «Come here!» Скорпиона и заканчивая смачными ударами, запоминающимся звуком «Fatality» в MK2 и фантастическим голосом Шао Кана (пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, верните его в MK9!). Где ты берёшь вдохновение? Расскажи немного о звуковом дизайне этих игр? Быть может, ты вспомнишь какие-нибудь забавные моменты во время сессионных записей?

Аудио-часть всегда была совместным взаимодействием между членами нашей команды. Каждый участник преподносил идеи, а моя задача заключалась в том, чтобы учесть их и создать соответствующий аудиоконтент для игры. Особенно много увлекательного было в той части работы, где мы придумывали персонажам реплики. Мне особенно запомнилось, как мы составляли их для Шао Кана из Mortal Kombat 2 и Mortal Kombat 3. Игрок должен был быть в такой ярости, чтобы судорожно шарить по карманам в поисках четвертаков пока идёт отсчёт таймера «Play Again». В итоге мы пришли к классическим уже You weak, pathetic fool и It’s official - You Suck. Благодаря Эду Буну появились Get over here! и Come here! Скорпиона. Он хотел, чтобы персонаж что-то кричал во время притягивания гарпуном. И это его голос, кстати. В этот раз у нас было значительно больше диалогов. Брайан Чард проделал просто потрясающую работу с идеями о том, что персонажи могут выкрикивать в пылу битвы. Часть из них мы реализовали.

В Mortal Kombat: Deception ты взял на себя роль аудио-директора. Расскажи в чём разница между ней и постом композитора? Ты занимался только руководством или тоже работал над музыкой?

Я был создателем музыки, звуковых эффектов и диалогов для оригинальной тетралогии Mortal Kombat(на аркадных автоматах), а также ответственен за большую часть контента Mortal Kombat: Deadly Alliance. Там же вы можете услышать отличные композиции Рича Кэрла и Винса Понтарелли. В работе над Mortal Kombat: Deception и Mortal Kombat: Shaolin Monks я также создал много контента, но параллельно с этим привлёк к работе некоторых людей из нашей команды (Рич Карл, Брайан Чард, Винс Понтарелли, Чейз Эшбейкер).


Очень здорово, что ты вернулся в Mortal Kombat 9 в роли композитора. Что мы можем ожидать от саундтрека?

В этот раз у меня был доступ к ещё более продвинутому софту и железу, поэтому я много экспериментировал с оркестровыми и этническими сэмплами, также как игрался с плагинами наподобие Omnisphere и Stylus RMX. Говоря по совести, это было здорово вернуться к корням и перекроить свои старые композиции новым звуком и идеями – оркестром и с более агрессивными гитарами / металлом. Было весело!

Работаешь ли ты один сейчас? Если нет, то назови этих парней.

Определённо не один. У нас сформировался отличный коллектив, которым руководит аудиодиректор Рич Кэрл. Именно благодаря его тяжелой работе у нас было всё, что надо для создания качественного контента. Он также вносил свою долю в общую работу, будь то музыка для битв, пользовательского интерфейса, катсцен или игровых звуковых эффектов. Брайан Чард занимался сценарием и отвечал за то, чтобы у каждого персонажа был достойное озвучание как для роликов, так и для игровых сцен. Майкл Кэсли и Мэтт Гримм работали над созданием высококлассных запоминающихся звуковых эффектов для кат-сцен и музыки, а ближе к концу Чейз Эшбейкер подключился им на помощь.

Сколько музыки было записано для игры? Есть ли живое исполнение?

Всё было сделано в студии. Мы написали большую часть музыки для боёвок, интерфейсов и меню, а также для некоторых роликов. Помимо этого мы наняли нескольких сторонних композиторов для озвучания кат-сцен, которые проделали просто потрясающую работу. Что касается меня, то я активно использовал гитару в саундтреке, а также записал некоторые партии флейты. Иногда Рич выступал второй гитарой. Я затрудняюсь точно сказать сколько музыки мы написали, но думаю она уместилась бы на 2 CD.

Где ты черпал вдохновение для саундтрека (фильмы, недавно прослушанные альбомы, книги)? Какова главная цель музыки в MK9?

Музыка в Mortal Kombat всегда была эмоциональной подложкой под схватку. Что касается вдохновения, то я обычно думаю о той музыке, что меня заводит (см. список ниже). Мой подход заключается в том, что я стараюсь вытянуть максимально сильные ощущения от визуальной части, а затем начинаю играть с музыкальными идеями, чтобы укрепить её.
 

Mortal Kombat 9

Саундтрек игры будет построен по классической закольцованной схеме или в звуковом движке игры будут какие-то нововведения?

Музыкальный движок игры весьма простой и почти дословно повторяет формат оригинала: основная тема, музыка на добивании и завершающий удар (в том случае, если вы не ушли в режим Fatality).

Можем ли мы рассчитывать на возвращение знаменитого голоса Шао Кана, чьи реплики до сих пор отражаются в наших ушах :)

Большая часть реплик Шао Кана останется знакомой, но теперь у нас новый голосовой актёр, проделавший фантастическую работу.

В Mortal Kombat всегда была запоминающаяся музыка, которая практически не издавалась отдельными релизами (исключая MK1-4). Люди выдирали музыку непосредственно из игры и качество такого рипа, конечно же, было неидеальным. Это было бы очень здорово, если саундтрек получил бы официальный CD / цифровой релиз. Мы уверены, что множество людей захочет заплатить за него, поскольку это будет а) хорошая музыка и б) это же Mortal Kombat. Итак, не думали ли вы о возможности официального релиза?

Это именно возможность: весьма тяжело найти на это время, поскольку мы уже приступаем к следующему проекту, не оставляя время на отдых и сопутствующие вещи.

И, под конец, несколько общих вопросов :)

Какие группы / артисты тебе нравятся? С кем бы из них ты хотел поработать?

Мне нравятся разные вещи, но я всегда восторгался следующими группами / артистами: King Crimson, Jethro Tull, Gentle Giant, Soundgarden, Black Sabbath, Nine Inch Nails, Bill Frissell, Fred Frith, Steve Vai, Audioslave, Alice in Chains, Sleepytime Gorilla Museum, Cheer-Accident, Carla Kihlstedt, Sheryl Crow, Chris Whitley, Filter, Frank Zappa, Incubus, Joni Mitchell, Korn, Mahavishnu Orchestra, Peter Gabriel, Red Hot Chili Peppers, Radiohead, Shudder to Think, Yes, UK, Bartok, Messiaen, Hindemith, Berg, Томас Ньюман, Стравинский...

Mortal Kombat 9

Какой недавний альбом оказал на тебя сильное влияние? То же самое относится и к кино :)

Альбомы: Chris Whitley- Rocket House, Terra Incognita, Din of Ecstasy.

Фильм: Район №9.

Похоже, что цифровая дистрибуция хоронит продажи обычных CD. Что думаешь о будущем музыкальной индустрии?

Я точно не знаю куда всё движется, но мне нравится факт того, что независимых артистов теперь проще услышать.

Что ты посоветуешь новичкам? Поделись мудростью!

Просто пишите, что вам нравится и сделайте так, чтобы люди услышали это.

И, несколько горячих слов для холодной России! Пьяные медведи и ослепительные красотки, само собой, в их числе :)

Продолжайте играть в Mortal Kombat!

Мы с нетерпением ждём выхода MK9! Геймплейные ролики выглядят просто потрясающе, а Fatality свежи и кровавы как в первом MK. Мы желаем тебе хороших продаж и новых впечатляющих саундтреков! Спасибо, что ответил на наши вопросы!

 

Mortal Kombat 9 выходит 19 апреля на Playstation 3 и Xbox 360.






0
RadeonX1950 36
12 апреля 2011, 19:32,  

Класс! Очень информативное интервью.

ответить
0
The Player 25
13 апреля 2011, 08:22,  

Как-то немногословен парень оказался. :( Надеялся на большой, сочный разбор всего и вся, а у него, похоже, действительно что времени нет.

ответить
0
OST Collector 298
13 апреля 2011, 09:11,  

Я бы не сказал, что такой уж немногословный, но в целом достаточно сжато, да. Со временем у него полный караул был: вопросы мы отправили ему ещё в октябре, получили буквально неделю назад. Дедлайны у них т жёсткие.

ответить
0
MrRipper 32
13 апреля 2011, 10:10,  

А тут разве не "большой, сочный разбор всего и вся"? Собственно про саундтрек грядущей игры тут всего 5 вопросов-ответов, всё остальное не относится даже к "созданию саундтрека Mortal Kombat 9", что обещает название.

ответить
0
OST Collector 298
13 апреля 2011, 10:27,  

Вообще 7 прямых, один про оборудование, и ещё косвенные так или иначе связанные с MK9. Я уж не знаю, о чём ещё спросить надо было чтобы стало понятно, чем же он занимался там. Инструментарий он расписал, кто за что отвечал - расписал, его непосредственное участие в саунде и на чём играл - расписал, про длительность сказал, про Шао Кана - просветил. Не назвав имени нового актёра, конечно и не объяснив почеу не взяли старого, хотя я думаю тут PR ворнеров могла зарезать легко "неугодные" ответы.

Я согласен, что он не очень-то многословен (Джейсон Грейвс в этом плане находка), но не клещами же всё тянуть? К тому же, по чесноку, в Интернетах с ним совсем нет интервью. Единственное, что я увидел - скупой абзац из 4 вопросов-ответов.

ответить
0
Flamberg 17
13 апреля 2011, 18:53,  

Блин, если МК не выйдет на ПК - это будет тупняк...

ответить
0
Cheshire 60
13 апреля 2011, 19:14,  

когда последний раз МК выходил на ПК? и на мой взгляд в файты лучше с джоев играть

ответить
0
Flamberg 17
13 апреля 2011, 19:26,  

Джой мне никто не запрещает подключить к ПК. И да, предвещая банальный ответ, джой стоит по дешевле, чем Ящик 360 или ПС3.

ответить
0
RadeonX1950 36
13 апреля 2011, 19:33,  

Возможно месяцев через 5-6 портируют. Движок анриловский, конфиги для PC уже вроде находили в ресурсах.

ответить
0
OST Collector 298
13 апреля 2011, 19:55,  

Где-то вроде был сбор подписей в духе, что если наберут 10К, то порт будет. Но звучит как-то фантастично и совершенно неубедительно.

ответить
3
tetriandox 8
13 апреля 2011, 20:29,  

Недавно Бун в твиттере вот что написал:
I'm always surprised how many people ask for MK for the PC. Do people play fighting games on PC's?

Пусть берут пример с хитрых капкомовцев...Вон Super Street Fighter IV со всеми плюшками анонсировали спустя год, да еще и в придачу со Street Fighter X Tekken на ПК.

ответить
0
Flamberg 17
13 апреля 2011, 21:01,  

Меня удивляет, что умные люди не понимают порой простых вещей - не все хотят тратить деньги на консоли, имея при этом мощные ПК.

Что в этом удивительного?

ответить
0
Cheshire 60
13 апреля 2011, 22:14,  

Flamberg, консоли гораздо популярней в Европе и Штатах, и людям не надо тратиться на новый ПК, если уже однажды была куплена PS3 или Xbox 360

ответить
0
OST Collector 298
13 апреля 2011, 22:51,  

Давайте будем откровенны друг перед другом: дело ведь в пиратстве. Эпики тоже всегда были тру PC конторой, но когда третья утка провалилась в продажах плюнули и ушли на консоли.

ответить
0
Cheshire 60
13 апреля 2011, 22:57,  

я с тобой не согласен. майкрософты частенько устраивают чистки от левых консолей в онлайне, а в будущем планируют перейти на свой уникальный тип дивидишек. тем не менее на боксе играть с пиратки в сети гораздо легче, чем с пиратки на компе. соню с лета еще сломали, как раз когда она начала хоть немного получать прибыль с этой консоли. я неоднократно читал, что авторы с удовольствием выпустили бы игру на ПК, но издатель не дал денег на разработку комповой версии. так что пираты - это просто тмашка

ответить
0
OST Collector 298
13 апреля 2011, 23:03,  

То, что файтингы на PC непопулярны - следствие политики издателей, пиратство и сам формат, предполагающий, что игроки дерутся друг с другом. 10 лет назад, когда мониторы были маленькие, а PC геймпадов толком не было (и были они не самые дешёвые) это действительно было так. Сейчас появился онлайн, который может всё вытянуть, убив двух зайцев: пиратство и проблему второго игрока. От обилия джойстиков на рынке глаза разбегаются. Ну т.е. здесь основная проблема именно в издателях и клейме непопулярности жанра.

ответить
0
RadeonX1950 36
13 апреля 2011, 23:25,  

@OST Collector
Это же не мешает Capcom'у портировать их Street Fighter на PC. У Mortal Kombat наверняка значительно больше фанатов.
Надеюсь издательство одумается и даст PC версии зелёный свет. Ну и score-саундтреку на физ. носителе/iTunes

ответить
0
OST Collector 298
13 апреля 2011, 23:30,  

Я тоже очень надеюсь. Мортал, само собой, возьму на консольке как только выйдет, но вот саундтрек хотелось бы послушать в оригинальном качестве.

ответить
0
D!zzy 246
14 апреля 2011, 12:04,  

Весьма хорошее интервью, спасибо! :)

ответить
0
Hellraiser 45
14 апреля 2011, 22:13,  

Огромное спасибо за интервью, для меня оно лучшее в истории сайта (в плане личного интереса, хе-хе).

ответить
1
OST Collector 298
15 апреля 2011, 08:44,  

Я знал, что тебе понравится :)

ответить

Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.



Популярное