Самые ожидаемые игровые саундтреки 2011 года


В этом году выйдет много игр, много хороших игр, много хороших игр с хорошей музыкой. Batman: Arkham City, Bionic Commando Rearmed 2, inFamous 2, Diablo III, Gears of War 3, Resistance 3, Rage, The Elder Scrolls V: Skyrim, The Witcher 2, Uncharted 3: Drake's Deception – и это только часть огромного списка самых ожидаемых и самых многообещающих проектов.

Однако с музыкой перечисленных выше игр всё предёльно ясно и предсказуемо. Например, в Diablo III будет традиционно мощный оркестровый саундтрек от целого вороха композиторов из музыкального департамента Blizzard, однако на появление легендарного Мэтта Ульмена рассчитывать не стоит – музыкант давно покинул компанию. Зато в The Elder Scrolls V: Skyrim вернётся всем известный Джереми Соул, а в Bionic Commando Rearmed 2Саймон Викланд. Джеймс Дули скооперируется с ударником Guns N' Roses Брайаном Мантиа на саундтреке inFamous 2, а другой известный кинокомпозитор, Грег Эдмонсон – с иранской певицей Азам Али на Uncharted 3.

Game-OST взял на себя задачу составить альтернативный список не просто потенциально важных, а может быть даже эпохальных игровых саундтреков 2011-го года. Не просто таких, которые будут у всех на слуху, а таких, которые явятся законодателями трендов в игровой индустрии. А в конце года мы обязательно проверим, совпадут ли наши ожидания с реальным положением вещей.

Текст: Pasya

Portal 2

Первая часть Portal была непродолжительной головоломкой, созданной на движке Source (и при поддержке Valve) группой студентов по мотивам собственной инди-игры Narbacular Drop, о которой в свете Portal уже вряд ли когда-то вспомнят. Игра появилась, как занимательный бонус к сборнику The Orange Box, куда входила Half-Life 2 с двумя дополнительными эпизодами и Team Fortress 2. Когда сборник The Orange Box вышел, мир перевернулся с ног на голову. Головоломка Portal стала одной из самых популярных и обсуждаемых игр года, затмила Half-Life 2, обросла культом, обрела сотни тысяч поклонников, разошлась на цитаты, получила самую лучшую критику и самые важные награды, а композиция Still Alive, написанная Джонатаном Коултоном для финальных титров Portal, была единогласно признана важнейшей "игровой" песней десятилетия и породила несчётное количество кавер-версий. Portal 2 – уже не экспериментальный проект, а настоящий кибернетический блокбастер с кооперативом, детально проработанным сюжетом, сложившейся мифологией и значительно возросшим количеством самой разной музыки: от электронного эмбиенса и IDM до инди-рока от группы The National. Известно, что новые песни нужно будет открывать на всём протяжении игры, а Джонатан Коултон записал потенциальную "бомбу".       

 

Silent Hill: Downpour

Восьмая часть знаменитого японского франчайза Silent Hill, который всю вторую половину минувшего десятилетия переживал тяжёлейший кризис идей и сильно подорвал доверие поклонников, и четвертая по счету игра серии, сделанная, собственно далеко за пределами Японии. После десяти лет работы над Silent Hill не выдержал и ушёл из Konami бессменный композитор, продюсер и визитная карточка серии Акира Ямаока, на наших глазах выросший до статуса поп-идола от игровой индустрии. Без музыки Ямаоки Silent Hill будет уже совсем другим, хотя последние годы композитор писал для Silent Hill настолько невообразимую муть, что никакой предполагаемой истерики в связи с его побегом не случилось. В Silent Hill: Downpour место самоучки Ямаоки занял образованный и многоопытный Дэниэл Лихт, писавший зрелые оркестровые партитуры ещё до того, как Ямаока был принят в Konami. В своей время Дэниел попал в кинематограф  при поддержке своего друга Кристофера Янга и, как следствие, набил руку на хоррорах ("Дети ночи", "Восставший из ада 4", "Худеющий"). В последнее время он прославился еще и  музыкой для модного телесериала "Декстер".

«Без музыки Ямаоки Silent Hill будет уже совсем другим, хотя последние годы композитор писал для Silent Hill настолько невообразимую муть, что никакой предполагаемой истерики в связи с его уходом не случилось»

Создаётся интрига: насколько изящно будет смотреться в видеоигре творчество мультиинструменталиста Лихта, вбирающее в себя симфоническую, этническую, джазовую и электронную музыку, ведь среди прочего Лихт является большим специалистом по гамелану - индонезийской оркестровой музыке. Понятно, что Лихт - большой мастер, одинаково эффектно нагоняющий ужас и сочиняющий пронзительные лирические мелодии, однако не всё так просто. Основная проблема Лихта как кинокомпозитора в том, что несмотря на все свои таланты, он остаётся слишком контекстуальным. При всём разнообразии стилей и приёмов любой из его саундтреков навевает смертельную скуку сразу после главной темы, которая, как водится, идёт открывающим треком. В этом смысле есть определённые надежды, что в своём дебютном игровом саундтреке Лихт не будет скован "сочинением под картинку" и поэкспериментирует с музыкальной формой – “игровая” музыка, как известно, имеет больше точек соприкосновения с музыкой “традиционной”, чем с “кинематографической”, ведь “игровой” музыке всё ещё важно быть музыкой, нежели абстрактным музыкальным дизайном. Так как "кинематографический" Лихт всегда имеет бюджеты под живые оркестры и ценен уже только этим, а у "игрового" Лихта в распоряжении пока только компьютер и гигантская ответственность перед отнюдь не маленьким фанатским комьюнити Silent Hill, то опасение относительно будущего шедевра все-таки существуют. 

 

Assassin’s Creed: Revelations

В кратчайшие сроки исторический блокбастер Assassin's Creed стал для Ubisoft самым прибыльным продуктом за всю историю компании, оброс ответвлениями на портативных платформах, комиксами, короткометражными и анимационными фильмами, игрой в социальной сети  Facebook, а теперь ещё и выходит на двенадцатимесячный цикл разработки: в позапрошлом году мы были впечатлены грандиозной Assassin's Creed 2, в прошлом - эпической Assassin's Creed: Brotherhood. Новая часть Assassin's Creed ещё не анонсирована, но то, что она выйдет этой осенью не вызывает сомнений. Это точно будет не Assassin's Creed 3 – ни по нумерации, ни по концепции – скорее логическое продолжение второй части и "Братства". Так или иначе, для самого востребованного игрового композитора Джеспера Кида Assassin's Creed стал приоритетным проектом последних трёх лет и, вероятно, будет в приоритете на несколько последующих. Его музыка в Assassin's Creed: Brotherhood была всё ещё виртуозной и самобытной, хотя от неё и веяло явной усталостью: композитору очевидно наскучила история Эцио Аудиторе. Появится ли новый герой, сменится ли кардинальным образом сеттинг в новой части Assassin's Creed, а вместе с ним и музыкальное направление - пока загадка, но то, что Джеспер Кид надолго с Assassin's Creed - это точно, и ему ещё есть, чем нас удивить.

 

L.A. Noire

Криминальный детектив о погрязшем в коррупции и преступности Лос-Анджелесе 40-х, очередная игра-глыба от Rockstar Games, на этот раз зашла на территорию классических фильмов про мафию и послевоенных лент в стиле нуар. Rockstar Games - не первая студия, воздвигшая игры в ранг чистого искусства, но единственная настолько масштабная, смелая, новаторская и глубокая. L.A. Noire - формально не игра Rockstar Games, а их продюсерский проект. Однако надо понимать, что братья Хаузеры не вписывают своё имя куда попало, ведь они как Стивен Спилберг или Мартин Скорсезе, или как братья Вайнштейн - ну, вы понимаете? Стараясь выдержать стиль, они довольствовались лишь лицензированными хитами мировой музыки в своём флагманском сериале Grand Theft Auto и не на шутку оттянулись в Red Dead Redemption с четырнадцатью часами оригинального, записанного специально для игры саундтрека. Вероятнее всего в L.A. Noire они практикуют смешанный подход к созданию музыкальной атмосферы игры, лицензировав не только характерный для эпохи джаз, но и записав "кинематографический" оркестровый саундтрек в придачу. Имя композитора хранится в секрете и оно, зная особенную непредсказуемость  Хаузеров, не то, о котором вы могли бы подумать.         

 

Bioshock Infinite и XCOM

Ещё два проекта, которые сделают громадный вклад в игры, как в интерактивное искусство. Bioshock Infinite делает команда Кена Левайна, придумавшего оригинальный и выдающийся Bioshock (собственно, Infinite – его приквел), а XCOM создают талантливые авторы Bioshock 2, выходцы из студии Левайна, которые не только не угробили идеи гениального гейм-дизайнера, но и сделали один из лучших игровых сиквелов в истории, что равносильно подвигу, учитывая то, каким неглупым и самодостаточным был оригинал. События Bioshock Infinite развернутся в летающем городе Колумбия в 1912 году, за полвека до Bioshock, а игрок возьмёт на себя роль частного детектива, вызволяющего из Колумбии девушку со сверхъестественными способностями. XCOM перенесет нас в США 50-х годов прошлого столетия, где главный герой - агент ФБР, исследует и устраняет некую инопланетную угрозу для человечества.

Таким образом получается, что Infinite и XCOM - две разных игры, но с родственными связями. И одно из связующих звеньев здесь - прославленный композитор Гарри Шиман, автор музыки к обоим "Биошокам" и "инопланетной" трилогии Destroy All Humans! Официально никто не подтверждал Шимана как композитора Infinite и XCOM, но в трейлерах обеих игр узнаётся почерк маэстро - загадочная, тягучая, мрачная и минималистическая оркестровка без намёка на сэмплы и электронику.

 

Alice: Madness Returns

После долгих лет трешмейкерства многострадальный, но не безнадёжный гейм-дизайнер Американ МакГи вот-вот готов выпустить продолжение культовой American McGee's Alice. "Алиса" –  важнейший артхаус игровой индустрии, вольная и довольно извращённая адаптация "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла. В свою очередь музыка из American McGee's Alice является эталонным игровым саундтреком - её написал Крис Вренна, экс-участник Nine Inch Nails, концертный ударник Мэрилина Мэнсона и Клинта Мэнселла, композитор, продюсер и влиятельный звукорежиссёр. По логике вещей (читай по тизерам и видео игрового процесса, но и не только) психоделический видеоряд Alice: Madness Returns должен быть поддержан не просто соответствующей музыкой, а музыкантом со схожим мышлением, ведь традиционные игровые и кинокомпозиторы обломаются здесь, вероятно, где-то на уровне сценария и концепт-артов. Сам МакГи про музыку не распространяется и держит всех в неведении. Когда-то МакГи отмечал (это были лишь мысли вслух, принимать которые за факт рано), что ему симпатизирует группа Teargas and Plateglass, записывавшаяся с Вренной на одном лейбле и делавшая ремикс на трек из оригинальной American McGee's Alice. Больше про группу Teargas and Plateglass ни хрена не известно, но по стилистике она походит на сольное творчество Вренны. Кто знает, возможно МакГи и Вренна решили поиграть в мистификации? 

 

Shadow of the DAMNED

Главное в разговоре про Shadow of the DAMNED – не допускать ни слова про Silent Hill эта тема для всех больная, так что проехали и забыли.  И, несмотря на то, что создатели игры и главный герой в душе панки, нужно понимать, что никакого панк-рока в игре не будет, а то Акира Ямаока уже устал это объяснять. По словам композитора, хоть музыка в Shadow of the DAMNED и будет значительно отличаться от его предшествующего творчества драйвом, ведь этот проект большей частью экшн, нежели хоррор, здесь найдётся много места и знакомым элементам его саундтреков мелодичным и атмосферным трекам. Вернётся и вокалистка Мэри Элизабет МакГлин, и снова с четырьмя песнями, хотя всем, конечно, хотелось бы чуть больше, однако чем меньше песен, тем проще удержать их качество - никто ведь не хочет иметь пару хитов и ещё с десяток проходных треков бонусом? Из примечательного стоит отметить, что Grasshopper Manufacture разрабатывает Shadow of the DAMNED для Electronic Arts, а это значит, что, во-первых, никаких задержек с выпуском саундтрека не последует, а во-вторых, можно будет надеяться на релиз на физическом носителе и в расширенной комплектации, как заведено у японцев, который, скорее всего, Grasshopper Manufacture издаст собственными силами и ограниченным тиражом.   

 

Hitman 5

В выпуске симулятора наёмного убийцы Hitman и вместе с тем влиятельного стэлс-экшена в одном флаконе (с хлороформом) образовался гигантский перерыв: последняя игра вышла в 2006-м, новую, даст Бог, анонсируют этим летом на E3. Вероятно, с пятой частью Hitman тянули намерено - уже много лет датская студия IO Interactive принадлежит издательству Eidos (ныне поглощённому издательством Square Enix Europe из-за критического положения первого), и является компанией подневольной, потому регулярно должна делать для издателя кассовые игры, иначе будет закрыта и распущена. Чтобы не опорочить культовый сериал потоком нескончаемых "двухгодичных" сиквелов (первые четыре игры выходили с таким интервалом) IO Interactive в качестве компенсации сделала для Eidos детскую аркаду Mini Ninjas и две части проходного, но богато разрекламированного криминального экшена Kane & Lynch, вынашивая при этом очередную часть Hitman. Kane & Lynch неплохо продалась и принесла Eidos какие-то деньги, скорее всего благодаря маркетинговому бюджету, а не профессиональным навыкам IO Interactive, но все эти махинации привели к тому, что в IO Interactive закрылся далеко не один проект, а из студии было уволено значительное количество сотрудников.

«Надо быть готовым к тому, что Hitman 5 может иметь много меньше общего с прежним «Хитманом» из прошлого десятилетия, и это напрямую касается музыки»

По инсайдерской информации, к Hitman 5 не будет причастен Джеспер Кид, сделавшей на "Хитмане" сногсшибательную карьеру. Его музыка долгие годы была визитной карточкой сериала и, скажем прямо, адекватную замену такого уровня таланту найти сможет не каждый аудио-директор. В этом смысле у IO Interactive есть хоть и странный, но удачный опыт по смене направления саундтрека для Kane & Lynch 2: Dog Days, отсутствие Джеспера Кида в котором никто внятно так и не объяснил. Надо быть готовым к тому, что Hitman 5 может иметь много меньше общего с прежним "Хитманом" из прошлого десятилетия, и это напрямую касается музыки. Просочившаяся в сеть информация указывает на то, что основным композитором Hitman 5 станет автор саундтрека к фильму Valhalla Rising и со-композитор Kane & Lynch: Dead Men, датский гитарист Петер Петер. Теоретически это уже означает смену направления, ведь вряд ли IO Interactive привлекла к работе над игрой рок-продюсера, чтобы тот сочинил живую оркестровую музыку, если только не выяснится, что у него есть скрытые таланты к подобным вещам. Главное, чтобы Hitman не стал экшеном вместо стэлса. Волноваться, впрочем, тоже не надо: кроме драйвовых гитарных риффов и живой инструментовки этот парень может взять на вооружение и стильный саунд аналоговых синтезаторов, что уже будет близко к творчеству Кида, и если не получится что-то вроде MaxPayne 2: The Fall of Max Payne или Splinter Cell: Double Agent, то может быть будет альтернатива Deus Ex: Human Revolution? С другой стороны, образ Агента 47 давно метит в Джеймса Бонда и саундтреки в стиле Бондианы органично смотрелись бы в новой итерации Hitman. Жаль только, Джона Барри уже нет с нами.

 

Mass Effect 3

Финал фантастического эпоса про закат человечества обойдётся без Джека Уолла тот впал в музыкальную графоманию, заигрался с виртуальными инструментами продукции Spectrasonics и поэтому был уволен куда подальше. Свою отставку Уолл пытался объяснить на официальном форуме игры, но вышло настолько неубедительно, что за оправдания композитора стало немного стыдно. Зато теперь, хочется верить, у сериала Mass Effect откроется новое дыхание, ведь на борт корабля "Нормандия" взяли Клинта Мэнселла, современного классика, популярного кинокомпозитора, автора выдающихся саундтреков "Реквием по мечте" и "Фонтан" главную тему первого до сих пор и часто используют в трейлерах, трек из второго использовали в рекламе финальной режиссёрской версии Blade Runner, наиболее влиятельной кинофантастики в истории. Последняя большая удача Мэнселла – музыкальная дорожка к научно-фантастическому фильму "Луна", режиссёрскому дебюту Данкана Джонса (сын артиста Дэвида Боуи от первого брака), которая, вероятнее всего и попала в поле зрения музыкального продюсера Mass Effect 3. Учитывая имя Мэнселла и то, что работать для Electronic Arts над таким значимым франчайзом как Mass Effect мечта любого дурака, можно рассчитывать на нечто феноменальное. Единственное о чём нужно беспокоится до конца ли Мэнселл осознал, какое счастье свалилось ему на голову. 

 

Deus Ex: Human Revolution

Deus Ex: Human Revolution ещё не вышла, а музыку Майкла МакКанна уже переигрывают народные умельцы на YouTube и сравнивают с саундтреками блокбастеров TRON: Legacy и Inception, а это уже достойно аплодисментов. Если взглянуть на ситуацию детально, оказывается, что с творчеством Daft Punk и Ханса Циммера канадцу Майклу МакКанну не то чтобы по пути. Да, в музыке Deus Ex: Human Revolution французов Daft Punk напоминают модные пульсирующие синтезаторы, а немца Циммера сэмплированный электро-симфонический эмбиенс, но корни творчества МакКанна растут из так называемого бристольского саунда, ведь ещё в Splinter Cell: Double Agent, его дебютном игровом саундтреке, было заметно подражание МакКанна главным представителям трип-хопа в лице Portishead и Massive Attack. В новомодной Deus Ex: Human Revolution, благо сеттинг обязывает, МакКанн явно обращается к кинематографической стороне трип-хопа и её чуть ли не единственному представителю Крэйгу Армстронгу, отсюда и проникновенный женский вокал и оркестровки, и нанизанный на них гипнотический электронный грув. Скрестите пальцы и надейтесь, что Square Enix Europe не пожадничает выпустить всю эту красоту отдельно от игры.






Популярное